Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гробница

Египетская гробница Архитектурное сооружение, саркофаг, в котором покоится тело умершего (в отличие от надгробия, возводимого над могилами). Монументальные погребальные сооружения такого рода носят название мавзолей. Гробницы увековечивают в монументальных архитектурных формах и долговечных строительных материалах память об усопшем (первоначально главным образом правителе) и прославляют художественными средствами его деятельность. Таковы грандиозные древнеегипетские пирамиды, несущие идеи величия и бессмертия обожествленного фараона, и мастабы для погребения знати, а также микенские купольные гробницы, скальные гробницы Индии, Передней Азии и Этрурии. У многих народов распространены кенотафы.

С 4 в. до н.э. тенденция к увековечению отдельной личности проявилась в монументальных архитектурных сооружениях в эллинистическом мире (мавзолей, т.е. гробница Мавсола, царя Карий, в Галикарнасе). Большой художественный интерес представляют разнообразные по формам и размерам гробницы Древнего Рима (например, мавзолеи в г. Риме: Цецилии Метеллы, Еврисака - оба 1 в. до н.э.; императора Августа, 28 н.э.; императора Адриана, 135 - 140 н.э.). Умелым синтезом архитектурных форм и богатого скульптурного декора отличаются монументальные гробницы Китая и Кореи; яркая декоративность, многоцветная инкрустация самоцветами и поливными изразцами характерны для купольных гробниц Индии (Тадж-Махал в Агре) и Средней Азии (Гур-Эмир в Самарканде).

Вход в гробницу ТутанхамонаВ Западной Европе гробницы помещались внутри церквей. Обычный атрибут европейской гробницы - лежащая на саркофаге скульптурная фигура умершего. Для гробницы раннего средневековья характерны скупость декоративной отделки и условность трактовки фигуры усопшего. В дальнейшем постепенно усложняются формы и декор (над саркофагами возводятся пышные балдахины, иногда в виде арок; вводятся многочисленные статуи - богоматери, ангелов, плакальщиков, многофигурные рельефы), проявляется стремление к портретному сходству, сначала чисто внешнему, позже островыразительному, передающему неповторимые особенности определенной человеческой личности (гробницы Медичи работы Микеланджело в капелле Медичи церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1520-1534 г.).

В гробницах 17 века противоречивое смешение фантастических и реальных образов, манерная экспрессия, виртуозность обработки материалов вытесняют силу и искренность чувств (гробница работы Л. Бернини в соборе св. Петра в Риме). В 18-19 в. гробницы становятся более строгими по формам и декору (мавзолей в Берлине - Шарлоттенбурге; гробница М.И. Кутузова в Казанском соборе в Ленинграде). Образец архитектуры нашего времени - Мавзолей В.И. Ленина в Москве.

Гур-Эмир — мавзолей азиатского завоевателя Тамерлана (также известного как Тимур) в Самарканде (современный Узбекистан). Это фамильная гробница Тимура и наследников империи, была воздвигнута в юго-западной части города в 1404 году. Мозаика, собранная из светло- и темно-голубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.

Набатейские скальные гробницы в Петре (современная Иордания)Реставрационные работы были начаты в 1967 году; наружные купола и глазурь были реставрированы до этого, в 1950-х годах. Внутри мавзолея находится могильная плита сделанная из мрамора и оникса, надгробная плита над гробницей Тимура сделана из большого куска нефрита. Настоящая могила находится внизу, в склепе под мавзолеем. Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея императора Хамэйуна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в свое время были правящей династией Северной Индии.

Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью Мухаммад Султана, прямого наследника Тамерлана и его любимого внука. Завершил строительство Улугбек, другой внук Тамерлана. В переводе с таджикского Гур-Эмир означает «могила царя». Во время правления Тимура мавзолей стал семейным склепом династии тимуридов. В этом архитектурном комплексе хранятся могилы: Тамерлана, его сыновей Шахруха и Мираншаха, его внуков Улугбека и Мухаммад Султана. Также учитель Тимура Мир Саид Барака удостоился чести быть похороненным в этой могиле. Мавзолей был построен в юго-восточной части средневекового Самарканда, как непредусмотренное ранее дополнение к комплексу, возведенного в конце 14-го века по распоряжению Мухаммад Султана. В настоящее время сохранились только фундаменты медресе и ханаки, портал главного входа и часть одного из четырех минаретов. Из состава зданий комплекса Мухаммад Султана следует, что он задумывал строительство центра исламского образования, а не погребальный комплекс. Однако позже воля его властного деда придала иное значение комплексу, центром которого стал именно мавзолей.


Гробница Гур-Эмир
Гробница Гур-Эмир.

Скальные гробницы
Скальные гробницы.

Мавзолей Гур-Эмир
Мавзолей Гур-Эмир.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.