Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Рокотов Федор Степанович


(приблизительно 1735 г., село Воронцово около Москвы — 1808 г., Москва)

Парадный портрет Екатерины II (Ф.С. Рокотов) Русский художник, представитель стиля рококо, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”. Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П.И. Репнина), лишь приписанным к крестьянской семье. При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.

Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.

В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.

Желающих заказать у художника портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно. В 1765 году удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур», однако преподавание в Академии не оставляло возможностей для собственной работы, и поэтому художник оставил в том же году Петербург ради Москвы, где брал много заказов и открыл частную школу.

Портрет В.И. Майкова (Ф.С. Рокотов, 1760 г.) Стилистику западноевропейского портрета в стиле рококо (явные черты которой у него проступают) постиг, скорее всего, по произведениям работавших в России Л. Токке и П. Ротари. Большое значение для него имели впечатления от коллекции елизаветинского фаворита и выдающегося мецената И.И. Шувалова, которую он изобразил около 1757 г. на картине "Кабинет Шувалова" (известна по копии крепостного художника А. Зяблова, 1779 г., Исторический музей, Москва). Для его петербургского периода характерны парадные портреты (например, Г.Г .Орлова в латах, 1762–1763 г., Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763 г., там же; вариант – во Дворце-музее Павловска). Последним официальным заказом, выполненным не позже 1768 года, была серия портретов опекунов Московского воспитательного дома — И.Н. Тютчева (ГТГ), С.В. Гагарина (ГРМ), П.И. Вырубова (ГТГ).

По праву наиболее известны ныне не парадные, а непринужденно-интимные портреты работы Рокотова, которые принято связывать с его московскими годами. Среди ранних вещей этого рода выделяется портрет поэта В.И. Майкова (около 1765 г., Третьяковская галерея), излучающий гордое, мажорное обаяние. Позже гораздо подвижней и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором прежняя резковатая пестрота уступает место переливчато-нежным созвучиям (цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих сквозь верхние слои краски). К лучшим работам мастера принадлежат также портреты: А.И. Воронцова (около 1765 г.), Н.Е. Струйского (1772 г.) и его жены А.П. Струйской (1772 г.), неизвестного в треуголке (начало 1770-х годов), неизвестной в розовом платье (1770-е годы), В.Е. Новосильцевой (1780 г.), И.И. Барятинского (начало 1780-х годов; все – ГТГ), Е.В. Санти (1785 г., Русский музей).

Обычно погрудные или поясные, часто – овального формата, эти образы лишены сильных внешних эффектов. Однако они весьма тонко выявляют внутреннюю жизнь моделей, в то же время окутывая их серебристой дымкой, рождающей чувство таинственной недосказанности. Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы. Колорит, в основу которого обычно берутся три цвета, благодаря переходам выражает богатство и сложность внутренней жизни портретируемого. Наконец, художник своеобразно использует светотень, выделяя лицо и как бы растворяя второстепенные детали. В поздних портретах – Новосильцевой или Санти – формы и краски предстают более объемными и четкими, рокайльная дымка как бы рассеивается, уступая место ясному и ровному свету классицистических идеалов.

Умер Рокотов в Москве 12 декабря 1808 г.

Портрет неизвестного в треуголке
Портрет
неизвестного
в треуголке.
Ф.С. Рокотов. 1770 г.

Портрет Прасковьи Николаевны Ланской
Портрет Прасковьи
Николаевны Ланской.
Ф.С. Рокотов. 1790 г.

Портрет неизвестной в розовом платье
Портрет неизвестной
в розовом платье.
Ф.С. Рокотов. 1770 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.