Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Искусство


(от старославянского: искусы творити)

Сотворение мира. Хаос (И.К. Айвазовский)Процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. В масштабах всего общества искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Понятие «искусство» крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие.

Определение и оценка искусства как явления — предмет непрекращающихся дискуссий. Природу искусства нередко считают «самой неуловимой из всех загадок человеческой культуры». Одни авторы считают, что искусство — способ выражения или сопереживания эмоций и идей, другие полагают, что это способ исследования и оценки формальных элементов, третьи — что это подражание или представление.

Например, Лев Толстой определял искусство как способ непрямой коммуникации между людьми. А Бенедетто Кроче и Робин Коллингвуд развивали идеалистическое учение о том, что искусство выражает эмоции, и, следовательно, его сущность имеет место лишь в замысле своего создателя.

В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». В ХХ веке в эстетическом понимании наметились три основных подхода:
  • Реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя.
  • Объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя.
  • Рождение Афродиты (скульптура древней греции)Релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нем видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта.

С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

До XIX века изящными искусствами называли способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.

Глаголица (Н.Н. Таранов, каллиграфия)Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение). «Изящные искусства» — это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление). Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям.

По используемым при создании произведений материалам искусство можно делить на виды:
  • Традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы и т.д.).
  • Современные способы хранения информации (современная электротехника, цифровые вычислительные машины).
  • Медиаискусство: компьютерное искусство, цифровая живопись, сетевое искусство и т.д.
  • Звук (слышимые колебания воздуха) Музыка: классическая, академическая, электронная.
  • Слово (единица языка) каллиграфия, песни, литература (проза, поэзия).
  • Посредника-человека (исполнитель: актёр, певец, клоун и т.д.).

Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Так, например, икебана, боевые искусства, компьютерные игры и т.д. можно относить к искусству по признаку эстетического восприятия элементов этой деятельности, связанных с графикой, звуком, движением и по принципу степени мастерства исполнения.

Актёры
Актёры.

Икебана
Икебана.

Природа (фотография)
Природа. Фотография.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.