Learn news about Max Polyakov here
Поиск  | Карта сайта       Главная > Биография > Украина, Кавказ, Египет



Украина. Кавказ. Египет

Вид Леандровой башни в Константинополе В основе таланта И.К. Айвазовского лежало романтическое восприятие мира. Особенно ярко оно проявилось в творчестве художника периода 1840-х — 1860-х годов. В эти годы им созданы картины, отличающиеся особой звучностью, мажорностью цветового решения. Их колориту соответствовала гамма глубоких коричнево-зеленых тонов при изображении лунных ночей и светло-золотистых с розовым, когда художник писал восходы или закаты солнца.

Лирической грустью, воспоминаниями об Италии отмечены картины "Утро на море" (1849), "Неаполитанский залив в лунную ночь" (1858), "Вид Вико близ Неаполя" (1855), "Итальянский пейзаж" (1855), "Ночь в Венеции" (1861). Вершин своей романтической лирики достигает Айвазовский в пейзажах, посвященных родному Крыму: "Вечер в Крыму. Ялта" (1848), "Море. Коктебель" (1853), "Гурзуф ночью" (1849), "Лунная ночь в Крыму" (1859).

В конце 1850-х — начале 1860-х годов И. Айвазовский создает несколько полотен, на которых изображена природа Украины. Эти работы — следствие его впечатлений, которые он получил во время долгого пути от Феодосии до Петербурга. В то время это расстояние приходилось преодолевать на лошадях. Просторы украинских степей, конечно же, не могли не тронуть душу художника. Украинские пейзажи Айвазовского, или, как их еще называют, работы на "сухопутную" тему, представляют собой интересную страницу творчества художника.

В 1860-х годах И.К. Айвазовский совершил путешествие на Кавказ. Он побывал во Владикавказе, Северном Дагестане, Дарьяльском ущелье, Сухуми, а также в Закавказье и Армении. Величественные громады гор с неприступными снеговыми вершинами, глубокими ущельями, бурными водопадами покорили воображение художника. Во время поездок его дорожный альбом быстро заполнялся набросками и рисунками. На обратном пути художник сделал длительную остановку в Тифлисе. В зимние месяцы 1868-1869 годов по подготовительным рисункам, сделанным в путешествии, Айвазовский написал 12 картин. Когда работа над полотнами была завершена, художник принял решение об устроении в Тифлисе выставки. В экспозиции тифлисский зритель увидел такие картины, как "Цепь Кавказских гор", "Берег у Поти", "Гора Арарат", "Восточный берег близ Сухуми", "Аул Гуниб", "Снежный обвал у Казбека на Военно-Грузинской дороге", "Озеро Севан", "Тифлис".

Проводя эту выставку, Иван Айвазовский стал как бы предшественником деятельности Товарищества передвижных художественных выставок, которое организовало первую свою экспозицию три года спустя (1871). Для губернского города Тифлиса широкий обзор творений знаменитого мастера был подобен горному водопаду, обрушившемуся внезапно на дно глубокого ущелья. Выставку посетила большая часть жителей Тифлиса. Многим из них изображенное на полотнах величие кавказской природы показалось чародейством и волшебством. Встречая на улицах древнего города Айвазовского, незнакомые люди, независимо от возраста, снимали шапки и низко кланялись ему.

Осенью 1869 года И.К. Айвазовский побывал в Египте, где присутствовал на торжественном открытии Суэцкого канала. На это событие откликнулась вся мировая общественность. Многие европейские государства послали на торжества свои делегации. Россия отправила на Суэцкий канал специально выделенный для этих целей пароход, включив в число его именитых пассажиров мариниста Ивана Айвазовского. Художнику официально было поручено запечатлеть на полотнах церемониал открытия и сам канал.

Лунная ночь (И.К. Айвазовский) Пребывание в Египте произвело на Айвазовского глубокое впечатление. Его покорило величие пустынных земель и берегов, грандиозные пирамиды, загадочные изваяния сфинксов и многие другие памятники, неразрывно связанные с древнейшими временами, египетскими мифами и и бывшие свидетелями интереснейших событий мировой истории.

По возвращении в Россию в конце 1869 года Айвазовский уже показывал в мастерской своим близким знакомым полотно "Суэцкий канал".

Одной из интереснейших работ в многочисленном творческом наследии И.К. Айвазовского является картина "Ледяные горы", созданная в 1870 году. В этот год Русское географическое общество отмечало славный юбилей — 50-летие со дня открытия Антарктиды русскими моряками. Шестой материк был обнаружен мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым в 1820 году, когда возглавляемые ими шлюпы "Восток" и "Мирный" впервые в истории человечества подошли к ледяному барьеру Антарктического континента. Эта экспедиция была одним из крупнейших географических исследований, предпринятых Россией в XIX веке.

Рассказы об этом легендарном плавании Айвазовский слышал из уст его непосредственного участника — начальника отряда и командира одного из шлюпов М.П. Лазарева, когда в 1839 году на его флагманском корабле "Силистрия" получал боевое крещение во время походов у кавказских берегов. Во время работы над картиной Ивану Константиновичу существенно помогли рисунки художника П.И. Михайлова из альбома "Кругосветное путешествие Беллинсгаузена в 1819-1820 годах". Все остальное в создании элементов изображения грандиозного явления природы — айсберга — принадлежит феноменальному воображению и фантазии Айвазовского.

Сверху вниз:
Вид Леандровой башни в Константинополе.
1848 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Неаполитанский залив в лунную ночь. 1850 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.


72

78

Вид на Лондон




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.