Поиск  | Карта сайта       Главная > Биография > Признание мастерства



Крымский отчет. Первый морской боевой поход. Признание мастерства

Старая Феодосия (И.К. Айвазовский) Первые впечатления после пятилетней разлуки с родными местами наполнили сердце молодого художника торжествующей радостью. Он совершенно по-новому воспринял ослепительный солнечный свет, от которого успел отвыкнуть в Петербурге, не переставал удивляться густой синеве неба и, конечно же, пленяющей, как и в детские годы, шири и необъятности морского пространства.

Вскоре после прибытия Айвазовского в Феодосию его навестил вышедший в отставку А.И. Казначеев. Он внимательно осмотрел работы, которые Айвазовский привез с собой из Северной столицы, и остался весьма доволен. А.И. Казначеев предложил художнику совершить поездку на южный берег. Почти до середины лета Айвазовский находился в Ялте и Гурзуфе, которые произвели на него неизгладимое впечатление. В свою мастерскую, которую он оборудовал сразу же по приезде в город детства, Айвазовский вернулся с огромным количеством рисунков, этюдных набросков и страстным желанием как можно быстрее приступить к написанию картин с изображением увиденных красот крымской природы, выплеснуть на холст переполнявшие его чувства.

Он пробовал применить при написании своих полотен метод Сильвестра Щедрина. Внимательно познакомившись с работами великого живописца в петербургском доме Томилова, Айвазовский уяснил для себя важный момент. Он видел, что главное отличие картин Щедрина от произведений других мастеров в том, что они написаны прямо с натуры, в привычных условиях, под открытым небом, при естественном освещении. Первыми попытками работы на пленэре были картины "Ялта" (1838, Феодосийская государственная картинная галерея им. И.К. Айвазовского).

Композиция картины "Ялта" очень лирична по содержанию. На полотне изображены последние отблески догорающей зари. Они освещают маленький приморский городок (население Ялты в то время составляло около 300 человек). На переднем плане — фигуры рыбаков, стоящих у самой кромки воды. На слабой волне покачиваются небольшие лодки и парусные шхуны, одна из которых оснащена паровым двигателем. Отчетливо видна труба и густой дым из нее. Сюжет прост — обычный вечер привычного трудового дня. Однако художник сумел передать в этой обыденности своеобразие и внутреннюю, едва уловимую красоту запечатленного уголка природы. По мнению ценителей искусства из ближайшего окружения Айвазовского, эта картина по цветовому и композиционному решению была близка к работам Сильвестра Щедрина.

Примерно в такой же стилевой манере выполнено и второе произведение Айвазовского — полотно "Старая Феодосия". Первый план изображает дорогу с идущими по ней людьми. Желая подчеркнуть древнее происхождение родного сердцу художника уголка, он запечатлел на холме, возвышающемся над изгибом дороги, могучее дерево. В центре композиции — остов одной из исторических достопримечательностей Феодосии — Генуэзской башни. С необычайно тонким лиризмом изображена живописнейшая подкова Феодосийской бухты: домики, спускающиеся к заливу, силуэты многочисленных шхун, застывших на слегка голубеющей водной глади. В этом раннем произведении Айвазовского видно стремление запечатлеть характерные особенности изображаемого места, создать яркое, образное представление о природе прибрежной полосы Крыма.

В совершенно иной манере написана молодым художником картина "Морской берег" (1840, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Она была создана в один из последних дней пребывания Айвазовского в крымской командировке. Художник показал море в бурный зимний день. По мнению искусствоведов, характерные детали, запечатленные на полотне, говорят о том, что объектом изображения была Феодосийская бухта. Айвазовский блестяще передал рыхлую массу клубящихся дождевых облаков, темную полосу воды у горизонта и светлую прозрачную волну на переднем плане.

В отличие от прежних работ, которые Айвазовский создавал в Крыму в основном с натуры, за день-два, "Морской берег" написан в один прием, как говорится, на одном дыхании. Художник работал над этой картиной в мастерской и создал ее по памяти. Полотно "Морской берег" стало большой творческой удачей молодого живописца. Оно явилось рубежом между талантливыми ученическими работами и картинами зрелого, блистательного мастера, каким в скором времени стал Айвазовский.

В один из весенних дней 1839 года мастерскую художника посетил начальник Кавказской береговой линии, герой Отечественной войны 1812 года генерал Н.Н. Раевский. При осмотре работ ему особенно понравилась картина "Фрегат под парусами", которую Айвазовский написал в самые первые дни своей творческой командировки, летом 1838 года. По рассказам своих боевых товарищей генерал Раевский знал, что молодой художник увлеченно работает в жанре маринистической живописи, что он принимал участие в учебном плавании по Финскому заливу еще в годы обучения в академии. Поэтому Раевский пригласил живописца на свой корабль, который через несколько дней в составе Черноморской эскадры должен был отправиться на выполнение десантных операций к берегам Абхазии, в Мингрелию. Айвазовский с радостью принял предложение.

Плавание на военных кораблях значительно расширило представление молодого художника о Черном море. Он впервые побывал на Кавказе и имел возможность вплотную познакомиться с величественной природой этого края, которая буквально покорила его.

Морской берег (И.К. Айвазовский)Во время боевых походов Айвазовский был представлен выдающемуся флотоводцу, главному командиру Черноморского флота вице-адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву, сблизился с молодыми в ту пору офицерами В.А. Корниловым и П.С. Нахимовым, которые спустя полтора десятка лет золотыми буквами вписали свои имена в героическую летопись Черноморского флота.

Находясь на борту флагманского корабля "Силистрия", художник написал небольшой портрет М.П. Лазарева. Он запечатлел его стоящим на борту судна и очень выразительно очертил характерную маленькую фигурку адмирала. Этот портрет находится в настоящее время в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Позднее Айвазовский принял участие в создании погрудного портрета М.П. Лазарева, написанного К.П. Брюлловым. На этом портрете Айвазовскому принадлежит фон, изображающий взволнованное море с парусным кораблем. Ныне совместная работа двух великих художников хранится в Севастополе, в Музее Черноморского флота.

Во время высадки десанта в долине Субаши Айвазовский находился в боевых порядках пехоты и делал зарисовки в непосредственной близости от поля боя. Вернувшись в Феодосию, художник написал по ним картину "Десант в Субаши".

Большое место в творчестве Айвазовского занимала батальная живопись. Художника по праву называют летописцем и певцом русской морской славы. Его батальные марины высоко ценились как командирами кораблей, со многими из которых он был хорошо знаком и находился в дружеских отношениях, так и высшим морским командованием флота.

В 1848 году Айвазовский создал два известнейших своих произведения, посвященных морским сражениям конца XVIII века — "Чесменский бой" и "Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года".

Особое место место в батальной живописи И.К. Айвазовского занимает севастопольская эпопея, связанная с событиями Крымской войны 1853-1856 годов. В Севастополь художник прибыл вскоре после начала там боевых действий. В 1859 году он написал огромную картину "Осада Севастополя".

Крымской войне и обороне Севастополя Айвазовский посвятил более десяти полотен. Последнее из них, "Малахов курган", художник написал уже на склоне лет, в 1893 году.

Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Айвазовский вновь оказался в непосредственной близости к театру военных действий. Он внимательно следил за происходящими событиями. По горячим следам уже в 1877 году он создает два полотна на военную тему. Художником были написаны картины "Бой парохода "Веста" с турецким броненосцем" и "Взрыв турецкого броненосца "Сейфи" в 1877 г. на Дунае".

Многие из исследователей творчества И.К. Айвазовского относят к циклу батальных картин ряд его полотен, посвященных благородной теме освободительной борьбы греческих повстанцев против турецких поработителей. Таково, например, его известное произведение "На острове Крит" (1867).

Работы на темы освободительной борьбы народов, батальные сюжеты многих картин художника повышали интерес к его творчеству, укрепляли популярность его имени. Во время торжеств, связанных с шестидесятилетием творческой деятельности Айвазовского (1897), юбиляру среди многих других было зачитано приветствие от Морского ведомства. В нем прозвучали и такие слова: "Морское ведомство, которое гордится иметь Вас в своих списках, флот, который навсегда сохранит в своих преданиях воспоминания о совершенных Вами в самом начале Вашего продолжительного служения искусству плаваниях на наших военных кораблях, искренне и горячо приветствуют Вас в этот знаменательный для Вас и для русского искусства день..."

Батальные картины И.К. Айвазовского стали летописью боевых подвигов русского флота. Они и по сей день не утратили своего значения, служат путеводной звездой при обращении к славным страницам российской истории.

Сверху вниз:
Старая Феодосия.
1839 г. Феодосийская государственная картинная галерея им. И.К. Айвазовского.


А.С.Пушкин на берегу Черного моря. 1897

Наполеон на острове Святой Елены. 1897

79




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.