Поиск  | Карта сайта       Главная > Биография > Феодосия > Городская жизнь Айвазовского в Феодосии



Феодосия. часть 4

1 - 2 - 3 - 4

Лунная ночь. Купальня в Феодосии (И.К. Айвазовский) После завершения осенью 1845 года плавания с адмиралом Литке Иван Константинович Айвазовский обратился в Главный Морской штаб и Академию художеств с просьбой продлить ему пребывание в Крыму для окончания начатых картин с видами черноморских портов, а также сюжетов из путешествия к берегам Малой Азии и Турции. Неожиданно для окружающих, в расцвете своей славы, Айвазовский принял решение оставить Петербург и навсегда поселиться в родной Феодосии. У художника созрел план о строительстве дома и мастерской с тем, чтобы основным местом его жизни оставалась Феодосия.

Для Айвазовского не было земли лучшей, чем его родные края, хотя природа Феодосии в сравнении с роскошными пейзажами Южного Крыма скупа и сурова. Он любил Италию; ему нравилась Испания с ее жгучим солнцем; он с особым чувством не однажды бывал в Греции, мужественному народу которой он посвятил не одну картину; пересекал Атлантический океан; объездил всю Россию, путешествовал по Волге, жил в Харькове, но домом своим считал Феодосию. «Мой адрес — всегда в Феодосии», — сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову.

Дом художник начал строить на окраине Феодосии, на пустынном в ту пору берегу, у самого моря. Айвазовский задался целью сделать дом не только удобным для жизни и работы, но намеревался устроить в нем и художественную школу «по части живописи морских видов, пейзажей и народных сцен». К 1848 году дом и рабочая мастерская были построены, а в 1865 году художник открыл и задуманную им школу, она стала называться «Общая мастерская».

В новый дом весной 1848 года Айвазовский привез молодую жену Юлию Яковлевну Гревс, англичанку по происхождению, дочь петербургского врача. Она была юна, красива и широко образована. Художник увидел ее в одном из богатых петербургских домов, где она служила гувернанткой. Одному из своих друзей он писал: « Теперь я спешу сказать Вам о моем счастье. Правда, я женился как истинный артист, то есть влюбился как никогда. В две недели было все кончено. Теперь после восьми месяцев говорю Вам, что я так счастлив, что я не воображал половину этого счастья. Лучшие мои картины то, которые написаны по вдохновению, так, как я женился». Однако этот брак оказался не очень счастливым. Тщеславному воображению красавицы рисовались приемы в петербургском салоне. Айвазовский же принял решение навсегда поселиться в Феодосии.

На двенадцатом году супружеской жизни Юлия Яковлевна оставила Айвазовского, взяв с собой всех четырех дочерей: Александру, Елену, Марию и Жанну. Только время от времени она позволяла им навещать отца. Друзья несколько раз пытались помирить Айвазовского с женой, но все оказалось безуспешным. Юлия Гревс продолжала клеветать на мужа, даже писала царю, просила, чтобы он обязал Айвазовского каждый месяц выплачивать ей триста рублей, хотя он и без этого давал ей намного больше. В 1877 году брак был расторгнут.

Южная ночь. Крым (И.К. Айвазовский) Шли годы, и на его пути встретилась другая женщина, которую он увидел однажды из экипажа, остановленного похоронной процессией. Хоронили известного в Феодосии купца Саркизова. Вслед за гробом шла вдова — юная армянка поразительной красоты. Через год Анна Никитична Саркизова (Бурназян) стала его женой. И хотя седина щедро посеребрила голову и пышные бакенбарды, Айвазовский был пылко влюблен в жену и по-настоящему счастлив с ней. Анна Никитична была моложе мужа почти на 40 лет, но природный такт, чуткость, душевная теплота отличали эту молодую, ничему не учившуюся женщину.

Она преклонялась перед искусством своего мужа, понимала его, хотя не посещала музеи и не читала книг по живописи. Дом Айвазовского ожил. В нем собирались друзья, художники, ученики. Устраивались веселые вечера, в который принимали участие А.И. Куинджи, К.Ф. Богаевский. Молодой композитор Александр Спендиаров радовал своей игрой на рояле. Иван Константинович любил музыку, хорошо играл на скрипке. В доме звучали произведения Бетховена, Шопена, Россини. Вкус его был очень разнообразен. Одновременно с классической музыкой он очень любил народные мелодии. В знак уважения и признательности Спендиаров посвятил ему "Крымские эскизы".

Ни один другой художник не мог сравниться с Айвазовским в просветительской деятельности. В течение жизни им было устроено более 120 персональных выставок, все они носили благотворительный характер. Сборы от выставок шли в помощь нуждающимся студентам, на создание библиотек, вдовам художников, инвалидам войны.

Натура Айвазовского, его характер искали общественного приложения и деятельного претворения в жизнь задуманных дел. Обосновавшись в Феодосии, он приступил к давно намеченным археологическим раскопкам в окрестностях города. В течение весны-лета 1853 года Айвазовский раскрыл пять курганов. Он сообщал в Петербург о результатах находок и писал, что в четырех курганах, к сожалению, ничего не обнаружено, а в пятом найдены «золотая женская головка, самой изящной работы, и несколько золотых украшений, а также куски прекрасной этрусской вазы. Эта находка дает надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!». Художник отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа. А в 1871 году в высокой части города, на горе Митридат, Айвазовский построил археологический музей, своим обликом напоминающий античные храмы. Его стараниями музей пополнялся древностями, найденными в окрестностях Феодосии или привезенными художником из многочисленных путешествий.

В жизни родного города Айвазовский принимал самое деятельное участие. Его интересовало, например, где и как строятся новые дома, и ему небезразлично было, какой архитектурный облик приобретет Феодосия. Он стремился к тому, чтобы всякое затеваемое им дело, приносило пользу городу и горожанам.

Феодосия. Восход солнца (И.К. Айвазовский) Феодосия страдала отсутствием питьевой воды, жители собирали ее по каплям в городских фонтанах. Художник составил дарственную и обратился к городским властям: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население города, я дарю ему 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашинского источника». Это был щедрый и великодушный дар. В знак благодарности горожане возвели в центре города фонтан-памятник, одним из украшений которого стала бронзовая палитра, увитая лаврами с надписью «Доброму гению». На средства Айвазовского были поставлены еще два фонтана, один из которых он посвятил памяти градоначальника Феодосии А.И. Казначеева.

Благодаря стараниям Айвазовского и его настойчивости был расширен и благоустроен феодосийский порт, что дало работу многим жителям, а также проведена железная дорога в Феодосии.

Но наибольшей его заботой была художественная жизнь города. Стараниями Айвазовского был создан археологический музей, открыта библиотека, построен концертный зал в центре Феодосии. В 1880 году состоялось торжественное открытие картинной галереи. Ее здание Айвазовский соорудил на собственные средства. В день открытия художник подарил галерее двадцать три своих картины, античные слепки и скульптурные портреты А. Пушкина и М. Глинки. Этот дар составил основание художественной коллекции существующей и поныне Феодосийской государственной картинной галереи, которую художник после своей смерти завещал городу.

Айвазовский был общителен и гостеприимен. В его доме, открытом для всех, не только обсуждались городские дела, но и рождались новые идеи по улучшению жизни феодосийцев. При жизни Айвазовского дом был художественным и духовным центром не только Феодосии, но всего Южного Крыма. Гостями Айвазовского были многие известные деятели русского искусства. К нему приезжали Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Дубовский, Архип Куинджи, здесь его посетил и основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков. На сцене специально устроенной в выставочной зале галереи, выступали выдающиеся музыканты: Антон Рубинштейн, Генрик Венявский, Александр Спендиаров, артист малого театра Константин Варламов и многие другие.

Феодосийцы считали Айвазовского душой города, своим добрым гением. В знак безграничного уважения к его личности и деятельности, «в уважение особых заслуг, оказанных им городу», Феодосия признала его своим Почетным гражданином.

На склоне лет, словно подводя итог своей жизни, Айвазовский сказал собеседнику: «Счастье улыбнулось мне». Его большая жизнь, охватившая почти весь XIX век, от его начала до самого конца, была прожита спокойно и достойно. В ней не было бурь и катаклизмов, столь частых на картинах мастера. Он ни разу не усомнился в правильности избранного пути и до конца столетия донес заветы романтического искусства, с которого начинался его творческий путь, стремясь сочетать повышенную эмоциональность с реалистическим изображением природы, особенно моря — бывшего всю жизнь для Айвазовского самым высоким мерилом творчества. О самом же художнике можно также сказать словами любимого им А.С. Пушкина: «Он был, о море, твой певец».

Сверху вниз:
Лунная ночь. Купальня в Феодосии.
1853 г. Холст, масло. 94х143 см. Таганрогская картинная галерея, Таганрог.
Южная ночь. Крым. 1848 г. Холст, масло. 123,5х191,5 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Феодосия. Восход солнца. 1852 г. Холст, масло. 60х90 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

1 - 2 - 3 - 4


Портрет сенатора А.И. Казначеева (1788-1880), предводителя дворянства Таврической губернии. 1848

Вид на Москву с Воробьевых гор. 1849

Лунная ночь. 1849




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.