Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Рисунок

Подготовительные рисунки (Микеланджело) Изображение на плоскости, созданное средствами графики. В роли графической основы присутствует в любом изображении на плоскости, в этом значении оценивается с точки зрения качества (понятие рисунка в живописи и т.п.). Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению произведение графики либо служить вспомогательным этапом для создания живописных, графических, реже — скульптурных работ или архитектурных замыслов. Рисунки как предварительные наброски и эскизы для создания более масштабных живописных произведений часто имеют самодостаточную и выдающуюся художественную ценность.

Рисунок является технической базой изобразительных искусств, ввиду этого глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись).

Рисунок обычно создаётся одним цветом или разными цветами, но одной цветовой тональности. Область использования рисунка чрезвычайно широка и включает как многообразные виды рисунков научно-вспомогательного, прикладного, технического характера, так и художественный рисунок — одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства. Рисунок находится у истока всех разновидностей художественного изображения на плоскости (рельеф, графика, живопись). Он составляет обычно первоначальный этап создания картины и играет значимую роль в определении формы, объема, очертаний предметов и местонахождения их в пространстве.

Рисунок как самостоятельное произведение — станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) — образует в европейском искусстве отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров.

Ущелье в Преттигау (В. Хубер, перо, акварель, 1552 г.)Поэтому под термином «рисунок» понимается общая совокупность живописных линейно-пластических элементов, которая определяет пространственное соотношение форм и их структуру. Рисунок как самостоятельная область художественного творчества является основным разделом графики. На базе искусства рисунка получают своё развитие и другие разновидности графики – литография и гравюра. Рисунок имеет выдающееся значение как средство изучения и познания живописцем окружающей действительности и является основой художественного образования (учебное рисование, рисунок с натуры).

Есть множество разновидностей рисунка, которые отличаются темами, жанрами, методами изображения, техникой и характером выполнения, а также назначением. Рисунок может выполняться как самостоятельное по значению (станковое) произведение графики или быть вспомогательным материалом для создания графических, живописных или даже скульптурных произведений. Подобные подсобные рисунки (этюды, наброски, эскизы) зачастую имеют самостоятельную художественную ценность. Особое место в этом ряду занимают рисунки, которые отражают архитектурный замысел.

В плане технологии создания рисунки пишутся жидкими или сухими красящими веществами. Наиболее древнее сухое красящее вещество – уголь. Известные ещё со времён античности, в 12—16 в. широко распространились металлические штифты (серебряные или свинцовые). Во времена Возрождения широко используется «красный мел» (сангина) и «чёрный мел» (сланцевый итальянский карандаш). С 16 века используется графит, с конца 18 века – современные нам карандаши в деревянной оправе. Также, как жидкие красящие средства, которые наносились птичьим, металлическим или тростниковым пером или кистью, применялись бистр, сепия, тушь, чернила.

Группа деревьев (Тициан, 16 век)Основой для рисунка являются самые различные материалы. В древности широко использовался папирус, в средние века — пергамент, иногда покрывавшийся специальным грунтом. Во времена Возрождения базовым материалом для рисунка служит бумага, которая была изобретена в Китае и распространилась в Европе с 10-12 веков. Бумага также нередко грунтуется и окрашивается в разные цвета (на цветной бумаге рисуют итальянским карандашом, углём, выделяя светлые места мелом или белилами).

Разнообразие применяемых в рисунке материалов и способов их использования, возможность комбинирования тех и других способствуют необычайному богатству изобразительных приёмов и художественных разновидностей рисунков — от беглых, быстро исполненных набросков (т.н. кроки) до тщательно законченных, проработанных в деталях; от чётких линеарных рисунков карандашом или пером (в которые элементы светотени и тона вводятся штриховкой, растушёвкой или размывкой) до чисто тоновых рисунков кистью, приближающихся по характеру к живописи. Условность грани, разделяющей рисунок и живопись, определяется и тем, что наряду с монохромными и подцвеченными рисунками существуют многоцветные. При помощи гуаши, акварели, туши, соуса, пастели создаются не только рисунки, но и живопись.

Женский портрет (А. Матисс, 1944 г.)
Женский портрет.
А. Матисс. 1944 г.

Дон Кихот и Санчо Панса (О. Домье, ок. 1870 г.)
Дон Кихот и Санчо Панса.
О. Домье. Ок. 1870 г.

Рисунок на аттическом лекифе
Рисунок на аттическом
лекифе из Эретрии.
Ок. 450 г. до н.э.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.