Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Шарж


(от французского charger — преувеличивать)

Шарж на Чарли ЧаплинаПронизанный добродушным юмором или более язвительной сатирой, т. н. дружеский шарж – это портретное изображение, в котором при определённом внешнем сходстве гипертрофированно обособлены самые характерные черты модели. Разновидность карикатуры.

Различают следующие виды шаржа:

  1. Портретный — когда рисуется только чей-либо портрет.
  2. Сюжетный — создается определенный сюжет с поступками, увлечениями какого-то лица.
  3. Групповой — изображается сразу несколько человек, причем они объединены на рисунке общей идеей.
  4. Предметный — когда изображается с юмором какой-либо предмет, например, любимый автомобиль или компьютер.
  5. Шаржи на животных — с юмором рисуются домашние любимцы.

Часто объединяют шаржи и карикатуры. Но это не совсем так.

Шаржи, действительно, произошли от карикатур, которые гротескно подчеркивают, несколько преувеличивая, определенные черты какого-то человека, группы людей или их действий. Но, в отличие от карикатуры, которая более иронична, может быть социально или политически острой, шарж — добродушен, он скорее похож на дружескую усмешку, которая ставит своей целью порадовать человека, рассмешить его и, может быть, задуматься над собой. Шарж также отличается от комиксов — целой серии юмористических рисунков на определенную тему, связанных единым сюжетом.

«Шарж — это не просто плохо нарисованный портрет с длинным носом. Это сумма знаний о человеке, предмете, явлении, выраженная в их отрицательных качествах через нарушение пропорций так, чтобы в конечном счете постройка рисунка была стройна и гармонична в своих искажениях. Композиция для шаржа и карикатуры обязательна». (Д. Моор).

Д. Моор был блестящим рисовальщиком и автором многочисленных шаржей. Он считал, что шарж — это обнаружение главного, клеймо популярности. Шарж сродни эпиграмме, пародии: эпиграммой увлекались многие русские литераторы, а художники рисовали шаржи, впрочем, бывало и наоборот.

Ёжик (шарж на животных)Шарж как самостоятельный жанр самоопределился в середине XIX в., когда появились «люди-головастики». Считалось смешным, если художник соединял большую голову и маленькое туловище.

Талант Оноре Домье поднял шарж на качественно новый уровень, он стал явлением искусства, ибо смог показать многие, тщательно скрываемые, стороны натуры человека, вообще и политика, в частности, хитрость, злоба, глупость, жадность, беспринципность (серия «Карикатюрана», «Люди юстиции» и т.д.). Эти сатирические литографии из группы «злых» шаржей, когда художник пытается разоблачить дурное и заклеймить порок. Политический шарж в принципе не может быть «добрым», ибо этих деятелей всегда есть за что критиковать. Если дружеским шаржем можно «погладить по головке» человека из мира искусства, то политик «всегда не прав» и его деяния всегда заслуживают осмеяния для пользы — общества и его собственной карьеры.

Качество и форма политического шаржа менялись с развитием графического искусства вообще и полиграфического, в частности. Сейчас политический шарж — обязательный элемент первых полос крупнейших газет, украшение журналов.

Накал политического шаржа происходит в годы кризисов или войн, но тогда он высмеивает чаще противника, делая акцент не на его «человеческом» лице, а на лице «политическом» — это, конечно, в первую очередь президенты, главы парламентов, министры иностранных дел, т.е. люди, олицетворяющие политику. Перечислять их не имеет смысла, они меняются, появляясь зачастую, лишь для того, чтобы карикатуристы не сидели без работы. Так, в 1990-е годы периодическую печать многих стран мира заполонили политические персонажи серии «Кто есть кто» американца Лури. Лишь некоторые из них, действительно, великие люди, которые останутся в памяти народов — в том числе и в образах, созданных карикатуристами.

Девушка (шарж)Жанр шаржа требует большого художественного и жизненного опыта. Если шарж предназначен для широкой публики, то объект должен быть всем известен. Это политические деятели или мастера культуры. Их рисовать легче еще потому, что суть их деятельности — творчество. Шарж чаще всего вовсе не осмеивает, а освещает героя доброй улыбкой, делает известного человека ближе простым людям.

В российской альбомной графике 1830-х годов выделялись рисунки П. Челищева. «Сходство, манеры, поза — все было так мастерски схвачено, что каждый тотчас узнавал себя». Интересно и то, что художник в своих работах никогда не искажал лицо. Любили рисовать друг на друга шаржи лицеисты, особенно отличался П. Яковлев, оставивший потомкам карикатурные образы А. Пушкина, К. Кюхельбекера и других.

Представители великой русской литературы XIX в. отразились в полной мере в кривом зеркале шаржа точно так же, как и деятели Серебряного века. Художники группы «Мир искусства» С. Чехонин, М. Добужинский, Ю. Анненков и другие внесли свой вклад в искусство политического шаржа, создав незабываемые образы царя и его министров.

После разгрома неудавшейся революции 1905—1906 г. «сатира на лица» сошла на нет, усилия переключились на литераторов, артистов, художников. Серия «История русской литературы» была напечатана Ре-Ми в «Сатириконе» в 1908 г. Её герои: Л. Андреев, С. Городецкий, М. Кузмин, П. Боборыкин. М. Арцибашев и другие. Московских художников, участников знаменитых «Сред», которые просуществовали тридцать пять лет благодаря стараниям В. Шмаровина, «увековечили» в шаржах Н. Клодт и Д. Моор. Петербуржцы же оказались персонажами оригинальной «Азбуки» «Мира искусства» в виде юмористических акварелей с эпиграммами, созданной М. Добужинским. Образцы профессионального шаржа дали художники-завсегдатаи кабаре «Бродячая собака» и «Приют комедиантов» в Петербурге, а также создатели уникального альманаха «Чукоккала», который начал свою 55-летнюю жизнь в 1914 г.

К наиболее известным мастерам шаржа относятся: О. Домье, Л. Бернини; русские – В.А. Серов и Б.М. Кустодиев,  а также – Б. Е. Ефимов, В. Н. Дени, Д. С. Моор, И. И. Игин, Ф. П. Решетников и пр.

Смешной человек (шарж)
Смешной человек.
Шарж.

Кошечка (шарж на животных)
Кошечка. Шарж на животных.

Жерар Депардье (шарж на актёров)
Жерар Депардье.
Шарж.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.