Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Кано

Кано 1) Одна из школ японской живописи, существующая со 2-й половины 15 в. и названная по имени своих основателей Кано Масанобу и Кано Мотонобу. Для произведений художников кано раннего этапа (2-я половина 15 века — 1-я половины 16 века; главным образом пейзажи, живопись «цветов и птиц» на свитках, ширмах, раздвижных дверях), опиравшихся на традиции школы Ямато-э и монохромной живописи, характерно сочетание условно-декоративной композиции с подчёркнуто правдоподобными деталями (птицы, ветки деревьев).

В живописи кано периода расцвета (конец 16 века — 1-я половина 17 века) отдельные детали, приобретая некоторую условность, целиком подчиняются орнаментально-декоративному строю композиции (Кано Эйтоку, Кано Санраку, Кано Танью и др.). Живопись художников кано во 2-й половине 17 — 20 веках (Кано Ясунобу, Кано Цунэнобу, Тайкан Екояма и др.) при всём мастерстве исполнения становится иногда холодной и безжизненной, являясь, в сущности, повторением старых образцов.

2) Кано Алонсо (1601 г., Гранада — 1667 г., Гранада)

Испанский живописец, скульптор, архитектор, рисовальщик. Первоначально учился у своего отца М. Кано, проектировщика и рисовальщика алтарей. После переезда семьи в Севилью с 1614 г. — в мастерской Пачеко, где встретился с Веласкесом и Сурбараном. Учился скульптуре в мастерской Хуана Мартинеса Монтаньеса в Севилье.

Жизнь Кано, наделенного бурным темпераментом и неуживчивым характером, складывалась драматично. В 1637 г. после дуэли с одним из севильских художников он спешно уехал в Мадрид, где, пользуясь покровительством премьер-министра Оливареса и друга юности Веласкеса, получил заказы для королевского дворца, стал учителем рисования наследного принца Бальтасара Карлоса.

Павлин и птицы-фениксы (Кано Цунэнобу, ширма)В 1644 г., подозреваемый в убийстве молодой жены, вынужден был бежать в Валенсию, где скрывался в картезианском монастыре, в том же году вернулся в Мадрид, а с 1651 г. жил в Гранаде, работал в соборе, принял сан священника, в 1667 г. стал маэстро майор — главным мастером собора. Поздний гранадский период был для Алонсо Кано временем высоких творческих свершений.

Созданный Веласкесом образ Неизвестного (1630-е годы, Лондон, собрание Веллингтон) принято считать портретом его друга Алонсо Кано, в котором под изысканной внешностью молодого испанского идальго угадывается эмоциональная, гордая, независимая натура. Универсальная художественная одаренность Кано была удивительной. Один из исследователей остроумно назвал Алонсо Кано ренессансной личностью, блуждающей по Испании Филиппа IV. Его архитектурный дар отличался оригинальностью; автор множества рисунков, он отдавал предпочтение архитектурным мотивам. Незадолго до смерти Кано создал один из самых необычных и смелых памятников испанской архитектуры XVII в. — главный фасад собора в Гранаде (проект Кано осуществлен в 1703 г. Х. Гранадосом).

Бюст Адама (Алонсо Кано)Одно из первых созданных в Севилье полотен Кано — Сан Франсиско де Борха (1624 г.) — соответствует изобразительным приемам мастерской Пачеко с ее темной, насыщенной светотеневыми контрастами манерой письма. Пронесенный через творчество Кано идеал возвышенной женской красоты чаще всего находил воплощение в образе Девы Марии, то в более камерном преломлении ("Мадонна с Младенцем", 1630—1640 г.), то в образе аристократически горделивой небесной царицы ("Видение Мадонны с Младенцем св. Антонию", 1643—1652 г.) и особенно в изображениях Непорочного зачатия (Гранада, собор; Витория, Музей изящных искусств). С начала 1640-х годов живопись Кано стала светлой, легкой, приобрела свободу мазка. Влияние Тициана, Веронезе, гравюр итальянских маньеристов сказалось в его известных картинах "Не тронь меня" (1648 г.), "Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом" (1638—1652 г.). Близость к Веласкесу ощущается в живописных приемах "Чуда у колодца" (1649 г.), в моделировке обнаженных человеческих фигур ("Нисхождение Христа в ад", 1652 г.), отчасти в созданных для мадридского Алькасара "Вестготских королях" — изображениях придворных шутов или персонажей театральных пьес.

Значительное произведение Кано последнего гранадского периода — цикл огромных картин, украшающих главную капеллу собора в Гранаде (1652—1653 г.), посвященных жизни Девы Марии ("Семь радостей Марии"). Уравновешенность динамичной и вместе с тем строгой вертикальной композиции, четкие силуэты немногочисленных фигур, их позы, жесты, мимика лиц рассчитаны на создание монументального декоративного ансамбля. В Испании XVII в. цикл Алонсо Кано представляет собой, как и главный фасад собора, уникальный пример синтеза настенной живописи и архитектурного пространства.

3) Кано Дзигоро (28 октября 1860 г. — 4 мая 1938 г.)

Живопись XVI века в стиле школы КаноСоздатель дзюдо, основатель школы Кодокан. Кано родился 28 октября в 1860 году в городе Микаго, недалеко от Киото. В 1871 году переехал с семьей в Токио и стал посещать там школу иностранных языков. В 1877 году Кано поступил в Токийский университет, где изучал философию и политические науки. В 1881 году Кано закончил Университет и вскоре поступил на должность учителя литературы в школу для детей из привилегированных семей. В феврале 1882 года Кано открыл своё додзё; эта дата считается датой основания Кодокан дзюдо. В самом начале у Кано было девять учеников и зал размером на 12 татами.

Новое искусство дзюдо стало распространяться лишь тогда, когда ученики Кано в 1885—1888 годах во время турниров, проводимых под эгидой Полицейского управления Токио, сумели неоднократно победить в соревнованиях с представителями различных школ дзюдзюцу. В связи с такими успехами школа дзюдо стала распространяться по Японии довольно быстро. В 1907 году дзюдо, наряду с кэндо, ввели в программу общеобразовательных средних школ, а затем оно постепенно получило распространение в полиции и армии. Кано вкладывал много смысла в дисциплину и был очень строг. С другой стороны, его ученики не должны были платить за своё обучение и откупались рисом и чаем. Он даже предоставлял своим ученикам одежду для тренировок, которую сам сшивал. В 1938 году, 4 мая, Кано умер от воспаления лёгких в возрасте 77 лет, во время путешествия домой из Европы в Японию.


Чудо у колодца (А. Кано, 1649 г.)
Чудо у колодца.
А. Кано. 1649 г.

Дзигоро Кано
Дзигоро Кано.

Благовещение (А. Кано, 1652-1653 г.)
Благовещение.
А. Кано.
1652-1653 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.