Венецианская школа
1) Одна из главных итальянских живописных школ. Наибольшее развитие получила в XV—XVI веках. Для этой школы живописи характерно преобладание живописных начал, яркие колористические решения, углубленное владение пластически выразительными возможностями масляной живописи. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения стал выдающийся итальянский живописец Джорджоне (ок. 1476—1510 г.), автор знаменитых полотен «Юдифь», «Три философа», «Спящая Венера».
Крупнейшим представителем венецианской школы является великий итальянский живописец Тициано Вечеллио, которого мы знаем под именем Тициан (ок. 1488—1576 г.). Среди его шедевров полотна: «Любовь земная и любовь небесная» (1515—1516 г.), «Празднество Венеры» (1520 г.), «Введение во храм» (1534—1538 г.), «Кающаяся Мария Магдалина» (1560-е г.), «Оплакивание Христа» (1573—1576 г.). Можно сказать без преувеличения, что творчество Джорджоне и Тициана оказало огромное влияние на развитие не только итальянской, но и мировой живописи.
В первой половине XVI века в Венеции работают такие известные мастера, как Якопо Пальма Веккьо (1480—1528 г.) и Лоренцо Лотто (1480—1556 г.). Младшим современником Тициана был живописец Якопо Тинторетто (1518—1594 г.), автор монументальных композиций "Битва при Заре" (1585 г.) и «Тайная вечеря» (1592—1594 г.), а также цикта панно для Скуола ди Сан-Рокко (1565—1588 г.).
Из других знаменитых художников XVI века, относящихся к венецианской школе, отметим Якопо Бассано (1517—1592 г.) и Паоло Веронезе (1528—1588 г.), автора «Триумфа Венеции» (1578—1585 г., Дворец дожей). В XVII веке в Венеции работают художники Доменико Фетти (ок. 1588—1623 г.), Бернардо Строццп (1581—1644 г.), Иоганн Лисе (ок. 1597 — ок. 1630 г.).
Новый расцвет венецианской школы относится к первой половине XVIII века, когда в городе работал такой выдающийся итальянский живописец и рисовальщик, как Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770 г.). Из его ранних работ следует отметить цикл картин для дворца Дольфино в Венеции (ок. 1725 г.). В зрелые годы стиль Тьеполо приобрел свободу и экспрессивность. Он много работал за границей — в Испании, в Германии. В родном городе мастер расписал плафоны церквей Джезуати (1737—1739 г.) и Скальци (1743—1744 г.). Фрески и картины Тьеполо принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства.
Живописец и гравер Джованни Баттиста Пьяццетта (1682—1754 г.) расписал плафон капеллы Сан-Доменико церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1727 г.). Кисти художника Пьетро Лонги (1702—1785 г.) и его сына Алессандро Лонги (1733—1813 г.) принадлежат небольшие, в светлых пастельных тонах, сценки из жизни венецианского общества XVIII века, портреты известных жителей города.
Выдающимся мастером ведуты (архитектурного пейзажа) стал венецианец Джованни Антонио Каналетто (1697—1768 г.). Его племянник и ученик Бернардо Беллотто (1720—1780 г.) оставил после себя множество документально точных видов Венеции, выполненных в своеобразной манере.
Картины великих венецианских мастеров можно увидеть в многочисленных церквях, музеях и картинных галереях города. За пределами Венеции самая крупная коллекция полотен венецианских мастеров находится в галерее Уффици во Флоренции. Несмотря на многовековые традиции, Венеция и венецианцы всегда были открыты новым веяниям в искусстве. В городе находится Международная галерея современного искусства (во дворце Пезаро). Вот уже более 100 лет (с 1895 года) в Венеции каждые два года проводится знаменитая Венецианская биеннале — наиболее авторитетный в мире форум современного искусства.
2) Название нескольких направлений музыкального творчества, сложившихся в Венеции в 16-17 в. Центром венецианской школы в 16 - начале 17 в. был собор св. Марка. В нём работали органистами и композиторами все основные представители школы.
Основоположником венецианской школы был А. Вилларт, нидерландец по происхождению, автор мотетов, ричеркаров для инстр. ансамблей, многохорных сочинений и канцон в народном духе. Вилларт и его ученики и последователи, в особенности А. и Дж. Габриели, объединив достижения нидерландских полифонистов и местные национальные традиции (народная песня, гомофонное сложение, многохорность), создали новый высокоразвитый монументально-декоративный стиль вокальной полифонии, характеризующийся пышностью, колористическим богатством, полнотой звучания. В их сочинениях постоянно использовалось разделение хора и оркестра на противопоставлявшиеся друг другу группы, временами сливавшиеся в мощном общем звучании; привлекались оба имевшихся в соборе органа, также противостоявшие друг другу. Хотя большинство подобных сочинений писалось на духовные тексты ("Священные симфонии" Дж. Габриели), их музыка отражала типичное для эпохи полнокровное оптимистическое мировосприятие, упоение богатством и красочностью действительности. Музыка эта была родственна современной ей венецианской живописи - творениям Тициана, Веронезе. Не случайно Дж. Габриели называли "музыкальным Тицианом Венеции".
Те же устремления проступали и в других жанрах. Основной жанр светской вокальной музыки - мадригал - вслед за Виллартом развивали его ученики Н. Вичентино и К. де Pope. Мадригал становится у них более выразительным, насыщается хроматикой. В 17 в. центром венецианской школы становится первый в истории общедоступный (платный) оперный театр, открытый в 1637 г. Главой венецианской школы в области оперы был К. Монтеверди; его последователи в этом жанре - Ф. Кавалли, М.А. Чести, Дж.Ф. Гросси, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Страделла, А. Вивальди и др. Для венецианской оперы 17 в. характерно преобладание исторических сюжетов. Стремление к особой выразительности мелодии, её драматизации (особенно в операх Монтеверди "Возвращение Улисса", 1641 г., и "Коронация Поппеи", 1642 г.) сочетается с традициями bel canto.
Мадонна с младенцем. Я. Беллини. 1465 г.
|
Пьерта. Дж. Беллини. 1465 г.
|
Христос на троне. Б. Виварини. 1450 г.
|