работа в астрахани, вакансии занятости
Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Моделировка


(от итальянского modellare - лепить)

Моделировка Воспроизведение объемно-пластических и пространственных свойств предметов в произведении искусства при помощи светотеневых и цветовых градаций, контрастов, оптических свойств теплых и холодных тонов, лепки мазками. Классический прием передачи на плоскости трехмерного объема предмета.

В живописи и рисунке иллюзия выпуклости достигается штриховкой или градацией тонов, передающих различные валёры тени и света, распределяющиеся по поверхности предмета. Переход от темных к более светлым тонам проходит через зоны холодных полутонов, более или менее тонкие нюансы которых стараются уловить разницу в освещении. Моделировка формы осуществляется с таким расчетом, чтобы передать объем и материал каждого предмета цветовыми оттенками, возникшими в результате влияния общего освещения и окружения.

Работая над натюрмортами при разных пленэрных условиях, можно углубить понимание таких специфических особенностей пейзажной живописи на пленэре, как сильное контрастное или рассеянное освещение, влияние среды, рефлексов неба и многое другое. Если с помощью моделировки удается создать иллюзию того, что фигура как бы "вращается в пространстве", то выражения, в которых описывается такая живопись, приближаются к терминам скульптуры, а сама она достигает эффекта рельефа.

Примером передачи характерного состояния колорита в пасмурный день может служить натюрмортная часть картины А.А. Пластова «Жатва». В картине действие происходит в полдень под затянутым облаками небом. Серый, серебристый тон неба сообщает цвет всей картины. Свет и тени на предметах натюрморта мало отличаются друг от друга. Все вместе создает тонкую, гармоничную живопись, передающую состояние дня. Пример живописи натюрморта в условиях вечернего освещения можно увидеть в другой картине художника «Ужин трактористов» Освещенные части предметов окрашены красновато-оранжевым цветом, тени плотные, холодного цвета. В картине создана напряженная гамма цветов, где все предметы выглядят материально весомыми.

Структурная модель кистиС XIV в. проблема передачи объемности становится все более важной и развивается параллельно с исследованиями перспективы, постепенно заменяя старый метод трактовки пространства с помощью плоскостей, когда подчеркнутый или тонкий контур ограничивал формы, лишь намечая их объемы.

В творчестве каждого отдельного художника моделировка выражается и интерпретируется по-разному - она становится то округлой и непрерывной, то искривленной и рыхлой; когда объемность выходит за собственные границы и, поглощая полутона, достигает светотени, построенной на сильных контрастах, тогда фигура или предмет подчиняются основным правилам резкого света и тени (Караваджо).

В конце XIX в., с появлением импрессионизма, моделировка оказывается почти в полном забвении и заменяется игрой модуляций цветовых пятен, которая подразумевает объемность и глубину, свойственные живописи. Сама живопись отныне избавляется от заботы о подражании и о сближении со скульптурой.

Основные композиционные модели:

  1. Предметно-пространственная модель. Представляет предмет объективно с его характеристиками:
    • вес;
    • соразмерность;
    • пропорциональность;
    • тема;
    • сюжетность.
    Предметно-пространственные связи иллюзорны, случайны. Пространство метрично, используется прямая перспектива. Изображение аконструктивно. Форма активностью не обладает, изображает действительность, обладает такими же свойствами, как иллюзорность, литературность. Изображение чаще всего иллюстративного характера. Предметно-пространственной модели свойственна, прежде всего, реалистичность. Такое изображение требует рамы. Предметно-пространственная модель характерна для реализма и, в меньшей степени, для классицизма.
  2. Цвето-пластическая моделировка (Ван Гог, Сбор урожая)Объемно-пространственная модель. В ней происходит усиление формы относительно предметно-пространственной модели. Происходит активизация пространственного слоя в сторону его уплощения. Изображение конструктивное, организованное. Предметно-пространственные связи определяются светотенью. Цвет условный. Пространство картины метрично, стремится к конструктивности, пространственный слой сужается за счет синтетических связей. Картина требует рамы. Объемно-пространственная модель характерна для раннего возрождения, голландских натюрмортов и т.д.
  3. Воздушно-пространственная модель. Предметно-пространственные связи ограничиваются цветом, светом и пространством и организуют световоздушную среду. Предметный цвет исчезает. Пространство метрично, неконструктивно. Связи предметов случайны. Форма активизируется оптическими свойствами цвета и света. Предметность и материальность исчезает. Пространство иллюзорно, действует через цвет и свет. Каждая форма этой модели, активизируясь, становится самотождественной. Картина требует рамы.
  4. Цвето-пластическая модель. Предметно-пространственные связи осуществляются цветом. Изображение конструктивно. Пространство – цветовое. Форма активизируется через окрашивание пространственных слоев цветом. Такой модели свойственна декоративность, активность контура формы и не собственные свойства цвета. Метричность пространства сохраняется. Картина требует рамы.
  5. Структурная модель. Предметно-пространственные связи превращены в конструктивные. Пространство концептуально, двухмерно или приближено к двухмерному, конструктивно, архитектонично. Вес композиции определяется фактурами и поверхностью. Форма активизируется до идеализации (крайности формы). Цель такой активизации – создание структуры в крайнем ее проявлении.

Поэтапная моделировка формы шара
Поэтапная моделировка
формы шара.

Предметно-пространственная модель
Предметно-
пространственная
модель. Св. Каталина.
Ф.Я. де ла Алмедина.
1510 г.

Восковая моделировка для литья
Восковая моделировка для литья.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.