Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Складень

Складень Деисус (А.В. Чижов) В древнерусском искусстве — икона, состоящая из нескольких складывающихся частей с изображением на каждой из них или на одной из них (на центральной). Наибольшее распространение получили трехчастные складни, в которых средняя часть прикрывается двумя боковыми створками. Складнями также обычно называли небольшие по размеру иконки (из дерева, металла, слоновой кости). Это створчатая икона или мощевик, выполненные в технике темперной живописи, резьбы по кости или дереву либо в металле с использованием чеканки, филиграни, эмали и т.п.

Живописные диптихи к триптихи принадлежат к древней византийской литургической традиции. Миниатюрные иконы служили аналойными образами при особых монастырских службах. На Руси они известны в сохранившихся памятниках не ранее конца XV в. (средник складня-триптиха новгородской работы в Русском музее). Во 2-й пол. XVI—XVII в., когда в период возникновения патриаршества в России активизируются контакты с христианским Востоком и Афоном, в Москве возрождается древняя традиция аналойных миниатюрных триптихов.

В средневековой Руси издревле были распространены меднолитые иконы-складни, а в XV—XVI в. широкое распространение получили складни, вырезанные из дерева или кости, имеющие драгоценные серебряные и золотые оправы. Они имели прямоугольные или киотчатые формы и состояли в основном из трех, реже из двух створок. Это были наперсные реликварии или моленные иконы с оглавиями (для ношения на шнурке гайтане).

Двухстворчатый складень (Черниговская губерния)Во 2-й половине XVI в. и особенно в XVII в. имеют хождение резные путные и походные складни-иконостасы, в резьбе которых отражена программа живописного иконостаса. Наиболее известны памятники XV в. — драгоценный чеканный триптих мастера Лукиана (1412—1413 г., Музеи Московского Кремля), выполненный, по-видимому, по княжескому заказу; икона-складень троицкого резчика Амвросия (1456 г.), ковчег-мощевик троицкого игумена Вассиана Рыло (1463 г., оба в музее Сергиева Посада), выполненные с применением резьбы на кипарисе, гравировки по серебру, золотой и серебряной скани.

Складни этого круга восходят по своей типологии к древнейшей византийской традиции, представленной триптихом с Деисусом и реликварием св. Креста (XI в., Эрмитаж). В средневековом русском искусстве были распространены иконы из нескольких складывающихся частей, с изображениями на каждой или же только на более крупной центральной части. В трехчастных складнях средник закрывался боковыми створками.

В западноевропейском искусстве поздней готики, Возрождения, барокко знамениты многие алтарные складнидиптихи, триптихи, полиптихи, соединяющие живопись и скульптуру (складень Михаэля Пахера в церкви г. Санкт-Вольфгангам-Аберзее, Австрия, 1471—1481 г.), скульптурные (деревянный складень Файта Штосса в костеле Девы Марии в Кракове, 1477—1489 г.), живописные («Алтарь Ильдефонсо» Питера Пауэла Рубенса, 1632 г., Музей истории искусства, Вена).

Складень-мощевик
Складень-мощевик.

Складень Собор Киево-Печерских святых (XIX в.)
Складень "Собор Киево-Печерских
святых, с праздниками и
богородичными иконами". XIX в.

Складень Вседержитель
Складень "Вседержитель".




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.