Житийная икона
(от слова житие)
Икона, в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития. Сцены в клеймах иногда сопровождаются пояснительными надписями, обычно цитатами из житий. Появляются с IX века в Византии, откуда распространились на Русь, Балканы, Италию.
Житийные иконы получают широкое распространение на Руси с XV в. Они представляют собой обычно канонический образ святого, окруженный по периметру клеймами, то есть небольшими изображениями, посвященными различным событиям его жизни. Клейма четко отделяются друг от друга, и являют собой самодостаточный образ передающий суть подвига. Расположенные в хронологической последовательности жизни святого они составляют определенный рассказ, дают повод для включения бытовых реалий.
В верхнем ряду обычно рассказывается о рождении и о событиях ранних лет святого, в нижнем - о его кончине. Боковые ряды посвящены проявлениям его святости: чудесам, поступкам во имя веры, мученическим подвигам, явленным после смерти.
В житийных иконах вневременное, надмирное особенно отчетливо связывается с земным, житийным.
С IX в. в Византии появляются иконы, запечатлевшие житие (жизнь) того или иного святого - житийные иконы. Из Византии житийные иконы приходят в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.
Изображённое в житийной иконе открывается человеку во всей своей полноте.
Уникальна передача времени в иконе. Святой, предстоящий молящемуся, находится вне времени, в ином мире. Но сюжеты его земной жизни разворачиваются и во времени, и в пространстве, показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, иногда путешествия, страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей...
Однако даже "земные" пространство и время в иконе достаточно условны: в сцене казни, например, может быть изображён палач, который поднял меч над склонившим голову мучеником, и рядом - уже отрубленная, лежащая на земле голова. Более важные персонажи нередко оказываются крупнее остальных или неоднократно повторяются в пределах одного изображения.
Клейма:
- Воскресение – Сошествие во ад.
- Благовестие Захарии (Зачатие Иоанна Предтечи).
- Рождество Иоанна Предтечи.
- Бегство Елисаветы с младенцем Иоанном в горы.
- Ангел ведет отрока Иоанна в пустыню.
- Крещение Господне (Богоявление).
- Крещение народа (Собор Иоанна Предтечи).
- Моление Иоанна в пустыне.
- Иоанн обличает царя Ирода.
- Иоанн свидетельствует своим ученикам об Иисусе.
- Заточение Иоанна в темницу по приказу Ирода.
- Пир Ирода; Саломея просит у Ирода главу Иоанна.
- Усекновение главы Иоанна Предтечи; вручение главы Саломее.
- Саломея с главой Иоанна на пиру.
- По приказу Иродиады главу Иоанна закапывают в тайном месте во дворце.
- Погребение тела Иоанна учениками.
- Иоанна, жена Хузы, погребает главу Иоанна на Елеонской горе.
- Обретение главы Иоанна Иннокентием.
- Иннокентий скрывает главу Иоанна.
- Иоанн является двум инокам и открывает им место, где спрятана его глава.
- Обретение главы Иоанна Предтечи (первое обретение).
- Обретение главы Иоанна епископом Уранием (второе обретение).
- Принесение главы Иоанна в Константинополь (третье обретение).
- Отец девицы, предназначенной в жертву змию, похищает перст Иоанна Предтечи.
- Умерщвление змия перстом Иоанна Предтечи.
На полях средника (слева направо): святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские, Иоанн и Никита, епископы Новгородские.
На углах иконы: евангелисты Иоанн Богослов, Матфей, Марк и Лука.
На верхнем поле: Благовещение, Богоматерь Казанская, Богоматерь Знамение, три вселенских святителя Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.
На боковых полях (слева направо): Ангел-хранитель, святители Николай Чудотворец и Иоанн Милостивый, мученик Назарий, преподобные Марк Фраческий и Иоанн Многострадальный, праведный Алексий человек Божий и преподобный Моисей Мурин, праведный Филарет Милостивый и преподобный Варлаам Хутынский.
На нижнем поле в центре – священномученик Антипа Пергамский, слева – преподобные Сергий Радонежский и Кассиан Римлянин, бессребреники Косма и Дамиан, мученица Фомаида, справа – преподобный Ипатий, архидиакон Лаврентий, мученик Иоанн Воин, великомученицы Варвара и Параскева.
Преподобный Онуфрий Великий. Мастерская Соловецкого монастыря.
|
Св. Александр Невский со сценами жития. (Россия, XIX в.).
|
Макарий Желтоводский Унженский с житием. Конец 18 - начало 19 века.
|