Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Триптих


(от греческого triptyches — тройной, втрое сложенный)

Благовещение Мероде (Флемальский мастер, около 1427 г.) 1) Трехчастный складень с рельефными или живописными изображениями. Триптихи были особенно распространены в европейском искусстве XIV—XVI в. как алтарные композиции, часто значительных размеров. В значении надпрестольных икон триптихи особенно сильно были распространены на западе Европы в XIV—XVI ст. В это время, кроме живописных триптихов, нередко изготовлялись резные из дерева, с рельефными, раскрашенными изображениями. Образцы подобных складней, иногда высокохудожественные и чрезвычайно роскошные, до настоящего времени уцелели в некоторых церквях Германии; их также можно видеть во многих музеях.

Под триптихом также понимают произведение живописи (реже графика или рельеф), состоящее из трех самостоятельных частей, объединенных общей темой и композиционным замыслом. Средняя часть триптиха (средник) обычно выделяется большей значительностью содержания и размерами. Триптих может быть выполнен на одном полотне или на одном листе, но его составные части и в этом случае разъединяются обрамлением.

Несмотря на то, что корень слова идёт от древнегреческого «triptyches», слово возникло в средние века от древнеримского названия таблички для письма, которая имела две навесные панельки, примыкающие к центральной. Слово также могло использоваться для обозначения ювелирной подвески.

Триптих из марок, посвященных В.М. ВаснецовуФорма триптиха пришла из раннего христианского искусства и в Средние века была популярным форматом для создания картин, вешаемых у алтаря. Географическая распространённость составляла от восточных византийских храмов до Британии на западе. Художники и скульпторы Ренессанса, такие как Ганс Мемлинг («Страшный суд») и Иероним Босх тоже использовали эту форму искусства. Начиная с готического периода и далее как в Европе, так и в других странах стены вокруг алтарей в церквях и соборах часто оформлялись триптихами. В Соборе Антверпенской Богоматери находятся два образца работы Рубенса, а в Соборе Парижской Богоматери есть другой образец архитектурного триптиха. Структура триптиха традиционна для церковных витражей.

2) В филателии — три неотделённые, разные по изображению, почтовые марки, или иногда две марки, соединённые купоном, при этом каждая марка может быть отделена и использована в почтовом обращении по отдельности. Тройки могут быть горизонтальными или вертикальными.

3) В литературе — поэтическое произведение из трёх стихотворений, отрывков и т.д., объединённых общим замыслом.

Страшный суд (И. Босх, 1506—1508 г.)
Страшный суд. И. Босх. 1506—1508 г.

Триптих Арбавиля (Византия, X век)
Триптих Арбавиля. Византия. X век.

Алтарь Портинари (Гуго ван дер Гус, около 1475 г.)
Алтарь Портинари. Гуго ван дер Гус. Около 1475 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.