Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Веджвуд Джозайя


(по-английски Josiah Wedgwood, 1730 г. — 1795 г.)

Джозайя ВеджвудАнглийский художник-керамист и дизайнер, самый знаменитый мастер декоративно-прикладного искусства своего времени, один из зачинателей промышленного дизайна. Он сотрудничал с художником Джоном Флаксменом и со своим сватом, естествоиспытателем Эразмом Дарвином. Его дочь Сюзанна — мать Чарльза Дарвина.

Потомственный гончар, после смерти отца продолжил семейное дело. Веджвуду принадлежат самые революционные открытия 18 века в области керамического производства. Им были разработаны на основе каменной массы уникальные керамические массы — кремовая, базальтовая и яшмовая. Изделия из кремовой массы, полученные из каменной массы с соляной глазурью, стали известны как кремовые изделия.

Они были легкими и изящными, и в то время стали альтернативой дорогому фарфору. Не останавливаясь на достигнутом, Веджвуд в 1762 г. усовершенствовал кремовый черепок и получил более качественные изделия, которые назвал «королевскими» в честь королевы Шарлотты.

В середине 1760-х годов Веджвуду удалось получить базальтовую массу, из которой выпускались относительно дешевые черные с красивой текстурой вазы классического стиля. Вершиной творчества Веджвуда стала яшмовая масса с богатой палитрой цветов: от светло-коричневого до темно-голубого. Из яшмовых масс изготовлялись голубые вазы в античном стиле с белыми рельефными фигурами (например, копия древнеримской Портлендской вазы).

В 1769 г. Веджвуд торжественно открыл новую фабрику «Этрурия», где с 1773 г. были сосредоточены основные технические и интеллектуальные силы его фирмы. Для этой фабрики друг и компаньон Веджвуда Эразм Дарвин создал свою конструкцию парового двигателя. В 1779 г. создаются «жемчужные изделия» — более светлый вид кремовых изделий с подглазурным голубым тоном. После смерти Веджвуда наследники продолжили его дело. Его дочь Сюзанна стала матерью Чарлза Дарвина.

Портлендская ваза (Дж. Веджвуд)Главная заслуга Уэджвуда состояла в том, что он на строго научной основе усовершенствовал состав глины и форму изделий, из-за чего после него гончарное дело получило совершенно новое значение. В науке он известен своим (1782 г.) пирометром, основанным на постепенном сокращении объема глины при ее накаливании до различных температур, и тем, что один из первых пробовал воспользоваться свойством хлористого серебра изменяться от действия света в цвете, для получения фотографических изображений. Убеждённый сторонник эстетики классицизма, Уэджвуд известен также изучением древних итальянских изделий, которые пытался воспроизводить.

Английские коллекционеры предоставляли в его распоряжение античные шедевры для снятия гипсовых слепков и воспроизведения их в керамике. В 1773 г. Веджвуд опубликовал каталог из 285 названий гемм, которые он мог бы предложить покупателям (позднее число образцов приблизилось к двум тысячам). Принимались заказы на выполнение оригинальных портретных камей и инталий-печатей. С 1773 г. на мануфактуре «Этрурия» стали вырабатывать «восковой бисквит» - из него делали тончайшие рельефы, напоминающие античные камеи; самые прославленные - белые рельефы на голубом фоне «a la cameo» («под камеи»). Такие рельефы применялись в качестве декоративных вставок: плакеток, медальонов в оформлении интерьеров, мебели, каминов европейского Неоклассицизма. Им успешно подражали во Франции, в Севре, где изготавливали такие же плакетки в технике «пат сюр пат». Фаянсовые медальоны вставляли в оправу из полированной стали с «алмазной» гранью, напоминающей блеск драгоценных камней. Матовая поверхность эффектно контрастировала со сверкающими «каменьями». Такие изделия — комёссо - в конце XVIII в. носили в качестве брелков на поясе или как броши. Мода на них распространилась и в России.

При жизни Уэджвуд пользовался всеевропейской известностью, и некоторые из наиболее значительных сервизов изготовил для Екатерины Великой (теперь они экспонируются в пригородных дворцах Петербурга). Он нажил большое состояние и основал кругом своего завода целый городок, названный Этрурия.

Мать купает маленького Ахилла (Дж. Веджвуд)
Мать купает маленького Ахилла.
Джозайя Веджвуд.

Петр Великий (Дж. Веджвуд)
Петр Великий.
Джозайя Веджвуд.

Тарелка из Сервиза с лягушкой (Дж. Веджвуд)
Тарелка из Сервиза с лягушкой.
Джозайя Веджвуд.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.