Веджвуд Джозайя
(по-английски Josiah Wedgwood, 1730 г. — 1795 г.)
Английский художник-керамист и дизайнер, самый знаменитый мастер декоративно-прикладного искусства своего времени, один из зачинателей промышленного дизайна. Он сотрудничал с художником Джоном Флаксменом и со своим сватом, естествоиспытателем Эразмом Дарвином. Его дочь Сюзанна — мать Чарльза Дарвина.
Потомственный гончар, после смерти отца продолжил семейное дело. Веджвуду принадлежат самые революционные открытия 18 века в области керамического производства. Им были разработаны на основе каменной массы уникальные керамические массы — кремовая, базальтовая и яшмовая. Изделия из кремовой массы, полученные из каменной массы с соляной глазурью, стали известны как кремовые изделия.
Они были легкими и изящными, и в то время стали альтернативой дорогому фарфору. Не останавливаясь на достигнутом, Веджвуд в 1762 г. усовершенствовал кремовый черепок и получил более качественные изделия, которые назвал «королевскими» в честь королевы Шарлотты.
В середине 1760-х годов Веджвуду удалось получить базальтовую массу, из которой выпускались относительно дешевые черные с красивой текстурой вазы классического стиля. Вершиной творчества Веджвуда стала яшмовая масса с богатой палитрой цветов: от светло-коричневого до темно-голубого. Из яшмовых масс изготовлялись голубые вазы в античном стиле с белыми рельефными фигурами (например, копия древнеримской Портлендской вазы).
В 1769 г. Веджвуд торжественно открыл новую фабрику «Этрурия», где с 1773 г. были сосредоточены основные технические и интеллектуальные силы его фирмы. Для этой фабрики друг и компаньон Веджвуда Эразм Дарвин создал свою конструкцию парового двигателя. В 1779 г. создаются «жемчужные изделия» — более светлый вид кремовых изделий с подглазурным голубым тоном. После смерти Веджвуда наследники продолжили его дело. Его дочь Сюзанна стала матерью Чарлза Дарвина.
Главная заслуга Уэджвуда состояла в том, что он на строго научной основе усовершенствовал состав глины и форму изделий, из-за чего после него гончарное дело получило совершенно новое значение. В науке он известен своим (1782 г.) пирометром, основанным на постепенном сокращении объема глины при ее накаливании до различных температур, и тем, что один из первых пробовал воспользоваться свойством хлористого серебра изменяться от действия света в цвете, для получения фотографических изображений. Убеждённый сторонник эстетики классицизма, Уэджвуд известен также изучением древних итальянских изделий, которые пытался воспроизводить.
Английские коллекционеры предоставляли в его распоряжение античные шедевры для снятия гипсовых слепков и воспроизведения их в керамике. В 1773 г. Веджвуд опубликовал каталог из 285 названий гемм, которые он мог бы предложить покупателям (позднее число образцов приблизилось к двум тысячам). Принимались заказы на выполнение оригинальных портретных камей и инталий-печатей. С 1773 г. на мануфактуре «Этрурия» стали вырабатывать «восковой бисквит» - из него делали тончайшие рельефы, напоминающие античные камеи; самые прославленные - белые рельефы на голубом фоне «a la cameo» («под камеи»). Такие рельефы применялись в качестве декоративных вставок: плакеток, медальонов в оформлении интерьеров, мебели, каминов европейского Неоклассицизма. Им успешно подражали во Франции, в Севре, где изготавливали такие же плакетки в технике «пат сюр пат». Фаянсовые медальоны вставляли в оправу из полированной стали с «алмазной» гранью, напоминающей блеск драгоценных камней. Матовая поверхность эффектно контрастировала со сверкающими «каменьями». Такие изделия — комёссо - в конце XVIII в. носили в качестве брелков на поясе или как броши. Мода на них распространилась и в России.
При жизни Уэджвуд пользовался всеевропейской известностью, и некоторые из наиболее значительных сервизов изготовил для Екатерины Великой (теперь они экспонируются в пригородных дворцах Петербурга). Он нажил большое состояние и основал кругом своего завода целый городок, названный Этрурия.
Мать купает маленького Ахилла. Джозайя Веджвуд.
|
Петр Великий. Джозайя Веджвуд.
|
Тарелка из Сервиза с лягушкой. Джозайя Веджвуд.
|