Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Замок

1)(с ударением на первом слоге)

Замок Шенонсо (Франция)Здание (или комплекс зданий), сочетающие в себе жилые и оборонительно-фортификационные функции. В наиболее распространенном значении слова — укреплённое жилище феодала в средневековой Европе. Большое количество замков сохранилось до наших дней и является признанными памятниками истории и культуры.

Структура.

Ранние европейские замки строились преимущественно из дерева; они опоясывались деревянной оградой — палисадом; уже тогда вокруг замков стали появляться рвы. Каменное замковое строительство распространилось в Западной и Центральной Европе лишь к XII веку. Главной частью средневекового замка являлась центральная башня — донжон, выполнявшая функции цитадели. Помимо своих оборонительных функций, донжон являлся непосредственным жилищем феодала. Также в главной башне часто имелись жилые комнаты других обитателей замка, колодец, хозяйственные помещения (склады продовольствия и др.). Часто донжон имел крупный парадный зал для организации приёмов. Элементы донжона можно найти в замковой архитектуре Западной и Центральной Европы, Кавказа, Средней Азии и т.п.

Замок Чиллон (Швейцария)Обычно замок имел небольшой внутренний двор, который окружали массивные зубчатые стены с башнями и хорошо укреплёнными воротами. Далее следовал внешний двор, включавший в себя хозяйственные постройки, а также замковые сад и огород. Весь замок был окружён вторым рядом стен и рвом, через который перебрасывался подъёмный мост. Такие замки часто были в плане прямоугольными, либо стены их чётко следовали рельефу местности. Многочисленные примеры подобных сооружений дошли до наших дней на территории Великобритании, Германии, Франции, Украины и Белоруссии. Со временем структура замков усложнялась; в территорию замков включались уже казармы, суд, церковь, тюрьма и другие сооружения.

С оборонительной точки зрения ранние замки имели суровый облик благодаря глухим мощным стенам, рассчитанным на длительную оборону. С переходом к тактике активной обороны на стенах и башнях появляются машикули для навесной стрельбы. Начиная с тринадцатого и до шестнадцатого веков феодальные замки представляют собой сложный комплекс различных сооружений культового, жилого, оборонительного, хозяйственного характера, которые образуют целостный ансамбль. Они дополняются аркадными галереями, расположенными во внутренних дворах, многочисленными нарядными башнями, эркерами. Постепенно, с развитием артиллерийского искусства замки перестают играть роль оборонительной крепости и в их композиции основную роль приобретает дворцовое здание. Наряду с признаками замковой архитектуры отделка бойниц, зубчатых стен, башен приобретает скорее декоративный характер, теряя прежнюю функциональность.  Дворцовые замки варьируются от замков, которые чуть-чуть дворцы, до дворцов, которые чуть-чуть замки.

Замки в культуре.

Замок Шату де Шамбор (Франция)В XVIII-XIX веках интенсивное развитие такого культурного направления, как романтизм, спровоцировало настоящую «культурную экспансию» средневековья — в обществе резко возрос интерес как к собственно средневековью и его разнообразным культурным проявлениям. В частности, появился литературный стиль «Рыцарского романа» или «Готического романа». Действия произведений этого стиля разворачиваются в эпоху средневековья и часто происходят в замках. Кроме того, романтизм и косвенно связанное с ним развитие мистицизма (особенно в высшем свете) резко усилили уже имевшуюся в различных слоях общества тенденцию населять замки разного рода призраками, духами и прочими мистическими существами. Вскоре стиль готического романа начал приобретать мистические черты, а по всей Европе прокатилась волна сообщений о контактах с призраками замков. Волна романтизма также породила возникновение ряда архитектурных стилей, подражающих средневековью, в частности, неоготики. Этим стилям было присуще общее тяготение к стилизации здания под замок, для чего широко использовались декоративные машикули и стены, высокие узкие окна, ложные бойницы и т.д.

Символическое значение в культуре.

Замок разделяет с другими символами значение закрытости, ограждения, а также огороженного стенами и защищенного города и олицетворяет то, что трудно получить и испытание духа. Обычно содержит некое сокровище или заключенного в темницу человека, или в нем обитает чудище, злодей, которого надо победить, чтобы получить сокровище или освободить заключенного, символизирующего скрытое, эзотерическое знание или духовную вершину.

2) (с ударением на втором слоге)

Навесной замокМеханическое, электрическое или электронное устройство, ограничивающее возможность несанкционированного пользования чем-либо. Замок может приводиться в действие устройством (ключом), имеющимся в распоряжении определенного лица, информацией (цифровым или буквенным кодом), вводимой этим лицом, или какой либо индивидуальной характеристикой (например, рисунком сетчатки глаза) этого лица.

Замки изобрели более 4000 лет назад, они были широко распространены уже в Древнем Египте. Рычаговый замок, раннее подобие современного врезного замка, появился приблизительно в XVIII в. В нем использовался тумблер и болт. Когда ключ вставляется в замок, тумблер - простой рычаг - поднимается вверх, а ключ поворачивает болт и выдвигает его из замка. В наше время чаще всего замки бывают механическими, но все более широкое применение находят электромагнитные замки. В системах зажигания автомобилей и другом электрооборудовании применяются замки электрических выключателей. В зависимости от принципа действия привода различают замки механические и электрические. В зависимости от крепления различают замки навесные, накладные, встроенные (врезные) и другие (например, для ювелирных изделий).


Замок Неушванштайн (Германия)
Замок Неушванштайн.
Германия.

Замок в Химеджи (Япония, 14 в.)
Замок Химеджи.
Япония. 14 век.

Замок Шомон-сюр-Луар (Франция)
Замок Шомон-сюр-Луар. Франция.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.