Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Сад

Картина Бабушкин СадСад в цвету. Моне Искусство Сад (др.-русск. садъ; праслав. sadъ; др.-инд. sadas — «посадка, сидение, езда верхом»; также: огород, градина, отгородить, окружать стенами, забором) — искусственно созданный, «насаженный» и огороженный участок природы. Творение человеческих рук.

В традиционной символике сад — произведение Творца. В античной мифологии сад символизировал загробное царство, потусторонний мир. В Библии— «огороженное место» (греч. paradeisos, от др.-персидск. pairi-daeza), центр мироздания, сад — рай духовный, место, где незримо присутствует Творец мира и где счастливо пребывали первые люди на земле.

Другое значение «огороженного места» (часто упоминается виноградник) — символ чистоты и девственности, «женского охранительного, животворящего начала». Классическая поэтическая формула этого образа дана в библейской «Песнь песней»: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник; разсадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами...» (Песн. 4:12—13).

Близкий образ содержится в псалмах Давида: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс. 91:13—14). Отсюда символика «сада заключенного» — образа Девы Марии. Среди алхимических символов есть изображение садовой ограды с запертыми воротами, за которыми виден Райский сад. Изображение руки или садовника, поливающего миниатюрный сад или цветок, сопровождается латинской надписью: «Donee Optata Veniant» («Пока не наступит желаемое»).

В образе мудрого, заботливого садовника являются Бог Отец и Сын — Иисус Христос. Отсюда происходит символика монастырских садов, восходящих, в частности, к образу Гефсиманского сада с пещерой, символизирующей гробницу Девы Марии. Монастырский сад трактуют в качестве символа «Потерянного Рая», который можно обрести вновь усердным трудом и очищающими молитвами.

В монастырский сад превращали клуатр (франц. cloitre — «закрытый) — внутренний двор, огороженный стенами (в раннее Средневековье располагался с южной стороны храма). В Италии такой сад, окруженный крытой галереей на аркадах, называют кьостро (chiostro). В центре сада — источник воды (лат. fons hortorum — «источник в саду”), символизирующий источник вечной жизни.


Живопись Розы в Саду
Живопись.
Розы в Саду.

Картина Цветение Сада
Картина Цветение Сада.

Картина Летний день в саду , Живопись
Живопись.
Летний день в саду.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.