Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Партитура


(по-итальянски partitura — разделение, распределение)

ПартитураВ музыке называется запись оркестрового сочинения, с точным обозначением сопоставленных отдельных партий всех инструментов. Партитурой называется также всякая запись сочинения, состоящего из нескольких партий, например, хоровая партитура, квартетная партитура.

Распределение партий в партитуре весьма различно; самое рациональное — по группам, т.е. верхние нотоносцы страницы, отводятся для группы духовых деревянных инструментов. В которых более высоким инструментам предназначаются верхние нотоносцы, а более низким – нижние. Затем помещается группа медных духовых инструментов, затем ударных, после чего следуют добавочные инструменты: арфа, орган, фортепиано, металлофон, затем вокальные партии и, наконец, группа струнных.

Партии ударных инструментов без определенной звучности пишутся на нотоносце или на линейках, по одной на каждую партию. Нотоносцы, на которых помещаются партии флейт или фаготов и контрафагота, или тромбонов и тубы, хора, или первой и второй скрипок, виолончели, контрабаса, соединяются вначале акколадой.

В процессе изучения истории оркестровых стилей важную роль играет анализ партитур, в процессе которого уясняется использование средств оркестра для реализации творческого замысла композитора. В процессе анализа партитур можно выделить три этапа:

  1. Предварительный этап, заключающийся в разборе общей формы и содержания произведения;
  2. ПартитураТехнологический анализ, связанный с изучением всех элементов фактуры, а также их соотношения, взаимосвязи и взаимодействия;
  3. Художественно-смысловой анализ, в результате которого определяется роль оркестровых средств в создании основных образов произведения и их развитии.

Умение читать партитуры необходимо дирижёрам, композиторам, музыковедам. Для чтения партитур нужно разбираться в специфических особенностях записи партитуры; таковы употребление ключей ноты «до», транспозиция, октавные перемещения в партиях некоторых инструментов, нотация флажолетов на струнных инструментах; необходимо знать и правила чтения генерал-баса. Ряд трудностей связан с высотным размещением отдельных партий — перекрещиванием голосов, наличием дублирования.

Чтение партитур требует навыков в передаче партитурного текста на фортепиано, т.е. умения аранжировать. Вспомогательной формой при овладении чтением партитур являются фортепианное переложение в письменном виде, анализ партитур. Чтение партитур развивает внутренний высотный и тембровый слух.

Партитура гимна РФ
Партитура гимна РФ.

Партитура
Партитура.

Партитура к спектаклю (фрагмент)
Партитура к
спектаклю. Фрагмент.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.