Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Конструкции сводов

Свод церкви Свод церкви Свод (греч. apsis; от hapto — «сводить, соединять, связывать») — в архитектуре — криволинейное перекрытие стен, столпов, пилонов.

Удлиненные базилики западноевропейского Средневековья, имеющие план в форме неравноконечного латинского креста, затрудняли возведение купола над средокрестием. Конструктивная задача облегчения каменных сводов базилик (которые необходимо было строить все большего размера) привела на рубеже XII-XIII вв. к рождению готического стиля. Эта задача была блестяще разрешена несколькими поколениями «свободных каменщиков» введением каркасной конструкции и системой связанных наружных опор — аркбутанов и контрфорсов, которые снимали боковой распор сводов со стен нефов. Связанная система» диагональных и боковых, или щековых, арок с облегчением кладки распалубок позволяла значительно увеличить прочность свода при одновренном уменьшении веса, а стрельчатость арок - уменьшить боковой распор.

В крестовом готическом своде пересечение ребер – нервюр – создаёт сложный «звёздчатый» рисунок из диагональных рёбер (ожива), лиерн и тьерсеронов. Такой свод называют звездчатым. Помимо крестового в готической архитектуре использовали веерный свод (англ. fan vault). Название возникло от характерного рисунка нервюр, расходящихся веером из угловых опор. Такие своды часто встречаются в архитектуре Северной Европы, поэтому их называют также норманнскими.

Основание свода именуют пятой, отдельные сектора поверхности, рассеченной нервюрами, — лотками. Центральный камень в верхней точке — «замок свода» (франц. clef de voute — «ключ свода»). В эпоху Готики стены, освобожденные от нагрузки, прорезали огромными окнами. Солнечный свет, проникая через цветные стекла витражей внутрь храма, окрашивал его стены во все цвета радуги, а своды, поднятые на невероятную высоту, терялись в дымке. Так осуществилась давняя мечта человека: если не физически, то хотя бы мысленно достигнуть неба. Свод в архитектуре стали сравнивать со сводом небесным, или «всемирным» (нем. Weltenmantel), который титан Атлант в наказание за грехи вынужден был держать на своих плечах. Человек дерзостью мысли и мастерством рук освободил Атланта от наказания. Не случайно в средневековых трактатах по архитектуре образ Атланта заменяли Келием— божеством неба, сыном Эфира и отцом Сатурна.


Свод

Свод церкви
Различные конструкции сводов.

Золотой свод Таджа




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.