Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Тверская школа


Борис и Глеб (икона) Тверская икона отмечена самобытностью и в то же время многогранностью творческих исканий и решений. Она занимала выдающееся место в культуре Северо-Восточной Руси. Художественные традиции, сформировавшиеся в Тверском княжестве в XIII — первой половине XIV века, определили некоторые стилистические особенности древнерусской живописи в целом, отразились на развитии искусства Москвы XIV века, а позднее на художественной жизни Верхнего и Среднего Поволжья.

Древнейшей из тверских икон считается икона «Борис и Глеб», исполненная в последние десятилетия XIII века. По мнению исследователей, этот памятник стоит у истоков Тверской иконы. Сейчас икона «Борис и Глеб» находится в Киевском музее русского искусства. Икона написана синими и коричнево-красными красками, дополненными киноварью. Это сочетание тонов восходит к киевской системе колорита и характерно для многих памятников XIII столетия. К этой же традиции относятся серебряный фон и белые нимбы.

Древний памятник тверской культуры рубежа XIII — XIV веков — миниатюры «Хроники Георгия Амартола», которые хранятся в отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки. Особый интерес, по мнению исследователей, вызывают расположенные на развороте две выходные миниатюры, отличающиеся высоким качеством исполнения. Они были написаны тверским художником Прокопием. Об этом свидетельствует надпись на одной из миниатюр: «Многогрешный раб божий Прокопий писал».

Интересный памятник конца XIII — начала XIV века, о котором хочется сказать — храмовая икона «Спас Вседержитель». Икона произошла из Тверских земель и находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее. В иконе «Спас Вседержитель» продолжаются живописные традиции XIII века: пропорции фигуры, монолитность формы, статичность композиции, колористическое решение. Но здесь же видим новую организацию пластики, сложившуюся в XIV веке — повышается выразительность лица и жеста путём увеличения объема лица и рук.

Икона «Архангел Михаил», хранящаяся сейчас в Государственной Третьяковской галерее, производит особое впечатление своей пластикой. Тверские приемы построения формы доведены мастером до необычайной выразительности. Но сам Архангел изображен непропорционально — большая голова, огромные кисти рук и короткий торс — это выдает в авторе провинциального художника. На иконе изображен карающий воин, не бесплотная идея, а реальная грозная сила.

Архангел Михаил (икона)Небольшая икона «Богоматерь Петровская» — пример работы столичной мастерской. Она также находится в Государственной Третьяковской галерее. Икона иллюстрирует богатство художественной нюансировки, единство пластического, пространственного и цветового решений образа. Богоматерь представлена такой, какой была на земле, - страдающей, жертвующей и поучающей.

Отдельным течением в развитии тверской живописи стал византийский стиль письма. Сложность, экспрессивность, напряженность греческого и южнославянского письма близки творческим поискам тверских иконописцев, свидетельством культурных связей Византии и Твери служит Федоровский тверской монастырь, в котором жили выходцы из Константинополя и с православного Востока.

Среди всех икон, написанных с оглядкой на византийскую традицию, выносная «Богоматерь Одигитрия» с «Николой» на обороте, выполненная в конце XIV — начале XV века и хранящаяся сейчас в Музее имени Андрея Рублева. Икона была найдена в 1967 году недалеко от Старицы, в церкви села Васильевского.

В конце XIV века художники от экспрессивности переходили к более ясной и уравновешенной живописи. Мировоззрение русских людей изменилось — они стали близки к созерцательности, самоуглублению. Такое движение отразилось и на иконах этого периода.

В начале XV века законченно-оформленный тверской стиль мы видим в иконе «Успение», находящейся сейчас в Государственной Третьяковской галерее. В основе «Успения» лежит широко распространенная на Руси легенда, с ее чудесами. Художник сосредоточенно передает суть легенды — мистически таинственное приобщение Марии к вечной жизни через явление к ее смертному ложу Христа. Художник подчеркивает особую значимость фигур Христа и Богоматери, делая их больше других персонажей иконы. Среди исследователей древнерусского искусства образа такого рода принято называть «Голубым Успением».

Богоматерь Петровская (икона)К XIV — XVI векам следует отнести фресковый комплекс из Успенского собора Отроча монастыря. В Тверской областной картинной галерее хранятся несколько тысяч фрагментов этих фресок.

Следует отметить также фрески, связанные с оригинальным памятником тверского зодчества — церковью Рождества Богородицы Вертязина Городка (ныне с. Городня Конаковского района) XV века и Вознесенским собором Оршина монастыря (1567 г.). Росписи церкви Рождества Богородицы исполнялись после пожара 1412 года, между 1413 и 1425 годами, при князе Иване Михайловиче и его сыне Александре.

Необходимо отметить, что к середине XV века в иконописи существовали две тенденции — гармоничная и экспрессивно-выразительная. Во второй половине XV века в тверской иконописи наблюдается эволюция в сторону утонченности и декоративности. В качестве примера можно рассмотреть створку царских врат, происходящую из Успенского Отроча монастыря Твери. Сохранилась только левая часть врат с изображением архангела Гавриила из Благовещения и двух евангелистов: Иоанна Богослова на острове Патмос и Луки.

В XVI веке в тверской живописи наряду с архаизирующими тенденциями все большее распространение получали мотивы, заимствованные от московского искусства. Сплавом традиций исконно тверской иконописи и черт московского искусства отмечены иконы деисусного чина XVI века из собрания Тверской областной картинной галереи: «Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Милостивый», «Василий Великий». Для Тверской иконописи XVII века характерно обращение к более жизненной передаче форм, распространение светских мотивов, многообразие художественных решений, красочность и декоративность. Широко распространяется деятельность художественных артелей, а также отдельных мастеров. Популярной становится система работы на заказ. В этот период утверждается новаторское направление иконописи, например, в иконостасе церкви Белая Троица, иконостасе Спасо-Преображенского собора.

Успение (икона)В XVIII — первой половине XIX веков художественная жизнь Твери была насыщенной. Реформы Петра I непосредственно отразились на иконописи этого периода. Стилевые особенности «светского» искусства оказали заметное влияние на церковную живопись. В иконописи наблюдается усиление декоративности и жизненного начала.

В 80-е годы XVIII века в Тверской губернии по численности иконописцев выделяются три художественных центра: Осташков, Торжок и Тверь. В связи с активной деятельностью В.Л. Боровиковского в Торжке на всей территории Тверской губернии становятся популярными иконы в стиле «Боровиковского», это были иконы-картины в стиле ренессансной живописи. Среди иконописцев Торжка в это время известны А.Г. Гребеншиков, Н.М. Грузинцев, Н.М. Гус, Е.Ф. Недоносков.

Художественная жизнь XVIII — первой половине XIX отличалась интенсивностью. О необычайном размахе художественных работ свидетельствуют сохранившиеся росписи, ансамбли иконостасов. С 1762 года тверская губерния оказалась местом распространения икон, связанных со старообрядчеством. В XVII — XIX веках славились такие династии иконописцев как: Гурьевы — Прохоровы — Глазковские, Сухаревы, Пешехоновы, Дешевые. Все они имели мастерские в Твери. Для этих мастеров образцом в иконописи была московская Знаменская школа.

Художественная значимость памятников, созданных тверскими художниками в XIII — XIX веках определяет большой вклад тверских мастеров в развитие русского искусства.

Параскева Пятница с житием  (икона)
Параскева Пятница
с житием.
XVI век.

Митрополит Петр (икона)
Митрополит Петр.
Первая
четверть XV в.

Спас вседержитель (икона)
Спас вседержитель.
Конец XIII — начало XIV в.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.