Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Среднеазиатская школа миниатюры

Джами (Муллайим Кашмири, 1813 г.) Одна из школ миниатюрной живописи периода средневековья. Своими корнями это искусство уходит в глубокую древность. Самые ранние сведения о художественно оформленных манускриптах в странах Среднего Востока относится к периоду VII—VI в. до н.э. С тех пор менялись стили, эстетические идеалы, и это налагало отпечаток на искусство украшения книг.

История сохранила ряд сведений, материальных свидетельств в виде фрагментов древних рукописей, указывающих на высокий уровень развития иллюминации (художественного украшения рукописей орнаментом) и иллюстрирования книг. Особенно высокого уровня это искусство достигло в средние века. Самым замечательным украшением средневековой рукописной книги являлись миниатюры, иллюстрировавшие текст. Миниатюра средневековой книги — яркий цветок культуры того времени, взращенный кропотливым трудом многих поколений художников. Яркая красота миниатюры, разлитая в линиях, формах, красках — на поверхности. Она щедро дарила и дарит свою красоту далеким потомкам ушедших цивилизаций и нашим современникам. До сегодняшнего дня она сохранила свое очарование.

На Среднем Востоке было принято иллюстрировать книги преимущественно светского содержания: исторические хроники, естественнонаучные труды и особенно — поэтические произведения. Из них наиболее популярными у читателей и художников были произведения Фирдоуси, Низами, Саади, Джами, Навои, Дехлави.

Самой выразительной стороной средневековой миниатюры было то, что она с редкой даже для истории мирового изобразительного искусства силой и проникновенностью сумела передать красоту мира, запечатлеть ее в картинах, исполненных оптимистичной радости бытия. Наряду с военными и придворными сценами перед нами проходит ярко подцвеченная многообразная жизнь людей, поданная в особом художественном ракурсе — здесь и работа ремесленников, будничные занятия в школе, сценки на базаре, хлопоты слуг, свидания влюбленных и подвиги героев.

Роды Рудабе (М. Мурад, 1556—1557 г.)В странах Среднего Востока сформировалось несколько прославленных центров иллюстрирования книг. К таким центрам относились Шираз, Тебриз, Багдад, Герат, Исфахан. В Средней Азии это были Самарканд и Бухара. С XIV в. отмечается общий подъем общественной и культурной жизни на Среднем Востоке, который сопровождался небывалым расцветом искусства оформления книг. Этот поистине золотой век средневосточной рукописной книги дал миру целую плеяду выдающихся художников, внесших блистательный вклад в сокровищницу культуры Востока. Самые замечательные мастера книги — миниатюристы (мусаввир, наккаш), орнаменталисты (лаввах), каллиграфы (котиб) — были известны наряду с лучшими поэтами, учеными, музыкантами.

На рубеже 14 – 15 веков в Самарканде образовалась группа миниатюристов, которую возглавил багдадский художник Абд аль-Хай. Работам той эпохи  (таким как «Шахнаме» Фирдоуси, иллюстрациям к «Хамсе» Низами 1446 – 1447 гг., астрономическому трактату 1437 года)  свойственен яркий колорит, утончённость рисунка, близость в стилистике к приёмам гератской школы, но есть и отличительные черты, такие как подчёркивание тюркских аксессуаров и лапидарность.

В первой половине 16 века в Шахрухии, Бухаре, Самарканде одни художники работали в местном стиле, другие – в традиции Бехзада; во второй половине 16 века были созданы произведения жанрового, парадно-гедонистического (Абдулла) и экспрессивного (Мухаммед Мурад Самарканди) характера.

Разнообразие стилей присуще миниатюре 17 века, в которой чувствуется влияние могольской школы (Мухаммед Шариф, Мухаммед Муким, Мухаммед Дервиш ас-Самарканди и пр.)

Эмир-Хосров Дехлеви и юноши (XVII-XVIII в.) Для среднеазиатской миниатюры были традиционны выразительная мужественная строгость рисунка и глубокого чистого колорита, упрощенные композиции, лаконичная простота монументального пейзажа, отсутствие излишней детализации, некоторая жанровость трактовки сюжета. При всей самобытности творческого почерка среднеазиатских миниатюр они представлены разными индивидуальными творческими манерами. Одни тяготеют к изящной декоративности классического направления, другие — в разной степени к самобытной манере, где сдержанная патетика чувств героических и драматических сюжетов соседствует с безыскусной повествовательностью, широким показом нравов и обычаев, мерного течения жизни.

С XVIII—XIX в. среднеазиатская миниатюра, как и вся средневосточная, начинает претерпевать изменения: демократизируются ее сюжеты, облик героев, меняется структура композиции, трактовка фона и пейзажа, происходит перестановка акцентов. В совокупности это изменяет художественные качества и принципы миниатюрной средневосточной живописи, перерождающейся в новый вид иллюстрации. Возвышенное чувство прекрасного, живое жизненное содержание, необыкновенно красочная и утонченная форма воплощения средневосточной миниатюры и сегодня доставляют людям радость и восхищение.

Акбарово врачебное искусство
Акбарово врачебное
искусство.
М. Акбар. Форзац.

Барбед играет перед Хосровом (М. Муким, 1664 г.)
Барбед играет перед Хосровом.
М. Муким. 1664 г.

Бердиль и Дониш (А.М. Дониш, 1880 г.)
Бердиль и Дониш.
А.М. Дониш. 1880 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.