Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Элитарное искусство


(от французского слова elite — лучшее, отборное)

Белый кот (П. Бонар)Искусство, воздействующее, по замыслу его творцов, на обособленную группу людей, которым присуща особая художественная восприимчивость, благодаря которой они являются элитой общества, т. е. его лучшей составляющей. 

Элитарные тенденции распространились в двадцатом веке через авангардистко-модернистское искусство. Однако предпосылки элитарного искусства, в особенности философско-эстетические, а также отдельные его художественного предвосхищения прослеживаются уже в XIX веке.

Теория элитарного искусства сложилась раньше, чем утвердилась соответствующая практика. Основные элементы эстетической теории элитарного искусства содержатся в философии Шопенгауэра и Ницше. Антропологическое разделение людей на два типа: «люди пользы» и «люди гении», первые не обладают, а вторые обладают особой художественной одаренностью, предопределяющей их к философски-художественному творчеству (А. Шопенгауэр); идея «сверхчеловека», наделенного помимо «воли к власти» уникальной эстетической восприимчивостью (Ф. Ницше).

В XX веке эти идеи, определенным образом модифицированные с помощью заимствований, как у неокантианцев, так и Э. Гуссерля, были резюмированы в концепции Ортеги-и-Гасета, имеющей эстетико-социологический характер. Авангардистки-модернистские тенденции, пробивавшие себе дорогу в западном искусстве начала XX века, характеризовались им как элитарные, дающие возможность избранным художникам противостоять аморфной толпе, «массе».

В дальнейшем теоретики искусства стали относить к элитарному искусству труднодоступные для понимания произведения, отмеченные печатью эстетизма и ориентированные на «чистую игру» со способностью художественного восприятия. Однако из-за отсутствия четких критериев, позволяющих судить об адекватности их понимания, оказалось невозможным провести водораздел между «элитой» и «массой». Тем более что широкая публика, привыкшая с годами к авангардистским экстравагантностям, обнаружила склонность воспринимать их как элемент повседневного быта и перестала демонстрировать свою «невосприимчивость» к «новому искусству».

Пейзаж с лаврой (А.В. Лентулов)Все эти обстоятельства обусловили пересмотр первоначальной идеи элитарного искусства. После безуспешных попыток придать этой идее «лево-радикалистский» поворот (художник-авангардист как изгой «позднебуржуазного» общества — вариант Адорно; авангардистки-модернистское искусство как провозвестник «новой чувственности», взрывающей это общество — вариант Г. Маркузе) утвердилась размытая ее версия. Согласно ей в каждый данный период в обществе существуют несколько форм искусства, хотя и неравноценных эстетически, но одинаково необходимых функционально. Ибо наряду с эстетически развитой публикой существует публика эстетически неразвитая, которая, тем не менее, хочет иметь «свое» искусство и непременно найдет его, например, среди произведений, ставших результатом неспособности тех, или иных художников создать образцы высокого искусства, или просто их творческой неудачей. При этом снимается проблема принципиальной недоступности искусства для той или иной категории публики.

Теория образования, попытки создания элитарного искусства в точном смысле этого слова, имевшие место в XX веке, обнаружили глубокую противоречивость и утопичность самой его идеи. Как правило, то, что получало название элитарное искусство, оказывалось лишь временной и преходящей формой эстетического самоутверждения тех или иных общественных групп, выделяющихся по социальному или возрастному признаку. Эта форма довольно быстро превращалась в объект эстетического освоения далекими от элиты широкими слоями населения, становилась модной.

Открытое окно (П. Бонар)
Открытое окно.
П. Бонар.

Точильщик (К. Малевич)
Точильщик.
К. Малевич.

Ужин (Л. Баст)
Ужин.
Л. Баст.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.