Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Севрский фарфор


(от названия города Севр, Франция)

Севрский фарфор Художественные изделия Севрского фарфорового завода, расположенного возле Парижа. Первоначально фарфоровая мануфактура была основана в 1738 в замке в Венсене и выпускала главным образом изделия из мягкого фарфора. Венсенский фарфор начального периода отличался мастерством отливки разнообразных цветов, покрытых позолотой. С 1745 мануфактуре принадлежало монопольное право в производстве фарфора, туда стремились лучшие художники, дизайнеры-модельеры, ювелиры. В 1748 г. на фабрику приходит ювелир Жан-Клод Дюплесси. Опекаемый маркизой де Помпадур, взявшей производство фарфора под свое крыло, он выпускает серию изделий, знаменитых по сей день.

Покровителем Венсенской мануфактуры, а затем и Севрской был Людовик XV. Мадам де Помпадур проявляла живейший интерес к делам фабрики, которая стала называться Королевской фарфоровой мануфактурой. С 1756 г. мануфактура была переведена в Севр. После смерти фаворитки короля в 1764 г. ее место заняла мадам Дюбарри, которая также стала влиятельной патронессой севрского фарфора.

В середине 1750-х годов был освоен выпуск статуэток в стиле рококо из неглазурованного фарфора — бисквита, мягкого фарфора, полуматовая и тонкозернистая поверхность которого вызывала в памяти античные статуи. Будучи истинными произведениями искусства статуэтки из бисквита стали визитной карточкой севрского фарфора. Фигурки и группы из бисквита, многие из которых создавались по моделям Фальконе, Буазо и других скульпторов, отличались совершенством линий и необыкновенной пластичностью материала. Огромного прогресса севрские мастера достигли в получении химическим путем специальных фоновых красителей нежных тонов: небесно-голубого, желтого, зеленого, бирюзового. Самой известной была подглазурная «королевская синяя» краска, изобретенная в 1749 г. Жаком Элло.

Мануфактура выпускает сервизы, шкатулки, корзины для фруктов, настольные украшения. До 1770 года французы работают только с мягким бисквитным фарфором, идущим на изготовление гемм, медальонов и бюстов, позже постепенно переходят на выпуск твердого фарфора. Цветочный декор был излюбленным мотивом украшения произведений Севрской мануфактуры.

Чашка с блюдцем (севрский фарфор)В золоченых узорах к числу наиболее излюбленных принадлежали "глаз куропатки" (зеленые или синие точечки на белом фоне одновременно с меленькими золотыми точками), тонко позолоченные сетчатые и "червчатые" узоры, круги из золоченых цветков. Оттенки позолоты различны. В полях скомпонованы пестро раскрашенные цветы, птицы, группы, пасторальные и галантные сцены, виды гаваней и мифологические или военные сюжеты. Интересно, что для изображений птиц мастера пользовались орнитологическим атласом Л. Бюффона. Пейзажи иногда исполнены в одном цвете.

К 1757 году относится первая серия так называемых «Детей Фальконе». Это фигурки мальчиков — торговцев, садовников, земледельцев. В бисквите Фальконе повторял свои произведения, фарфор стал для него средством тиражирования и, значит, популяризации произведений. В 1758 г. появляется модель, повторяющая статую «Грозящий Амур». Гипсовая модель этой статуи экспонировалась в Салоне 1755 года, а в 1757 году Фальконе повторил ее в мраморе по заказу маркизы де Помпадур.

В Севре выпускались обеденные, кофейные, чайные и шоколадные сервизы, чайные коробочки и табакерки, чашки, настольные украшения и корзинки для фруктов, шкатулки для драгоценностей и швейные баночки, умывальные приборы, чернильницы, корпусы часов, вазы, и подсвечники. Все декоративные элементы Севр позаимствовал из Венсена, сделав декор и красочную шкалу более насыщенными. Классический розовый фарфор получил название «роз Помпадур». Не заполненные красителем пространства изделий расписывались цветами, птицами с яркими оперением, щедро покрывались позолотой. С 1760-х годов Королевская фарфоровая мануфактура становится бесспорным лидером в производстве роскошного фарфора, превосходя лучшие мейсенские образцы. Проводятся ежегодные выставки.

К работе в Севре был привлечен талантливый художник и скульптор Франсуа Буше, который создавал детские фигурки из бисквита. Севрские гончары, начав с 1768 г. выпускать твердый фарфор, разработали новые фоновые цвета: синий, черепаховый, коричневый, черный. Стилевые предпочтения стали отдаваться классицизму.

Подставка с тремя чашечками для конфитюра с крышками (1777 г.)После Великой французской революции Севрский завод перешел в государственную собственность, производство начало хиреть, но с приходом А. Броньяра, который стал с 1800 г. директором фабрики, оживилось. Он разработал оригинальные красители, имитирующие роспись масляными красками и перевел завод исключительно на производство твердого фарфора. Это изменило положение Севрской мануфактуры в Европе. Королевский фарфор ушел вместе с веком аристократов и философов.

В эпоху ампира формы посуды сводятся к простым схемам, делая фарфор похожим на изделия из бронзы или камня. Подражая античной посуде, мастера покрывали его поверхность слоем синей краски, позолотой или раскрашивали наподобие патины на бронзе. Появились также фоновые коричневый, черепаховый, черный цвета. Декором чаще всего служила орнаментика по образцу узоров из Помпеи или фресок Рафаэля. Это головы и фигуры, напоминающие камеи, в четырехугольных или овальных полях, окаймленных узорами из завитков, картушей, рогов изобилия и различных символов.

В эпоху Наполеона специально для императора создавались огромные вазы, столовые сервизы с изображением сцен его военных побед. Этот стиль получил название ампир. Позднее были выпущены серии тарелок с индустриальными изображения, включая цеха самой севрской фабрики, эти работы считаются шедеврами керамической росписи. В XX веке в создании изделий Севрского завода участвуют многие видные французские художники, в том числе Ж. Люрса.

Произведения севрского фарфора престижны для любого коллекционера керамики. Выставляемые на аукционах изделия из севрского фарфора почти всегда являются раритетами и стоят очень дорого. Керамические коллекции Уильяма Баррела, Ричарда Уоллеса украшают немало севрских шедевров.

Вазы парные (1810-е — 1820-е г.)
Вазы парные.
1810-е — 1820-е г.

Компотьер круглый из Зеленого сервиза
Компотьер круглый из
"Зеленого сервиза".

Ваза с корпусом в форме луковицы
Ваза с корпусом
в форме луковицы.
Твердый фарфор.
1790—1793 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.