Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Жиллотаж

Станок высокой печатиОдин из способов цинкографии, при котором выпуклая (высокая) печатная форма изготовляется на металле методом травления. Название происходит от имени французского гравера Ф. Жилло, который изобрел его в 1850-х годах. Этот вариант цинкографии состоял в том, что на поверхность цинковой пластины вручную наносили воспроизводимое изображение, делали рисунок кислотоупорным и затем подвергали действию кислоты.

Жиллотаж изначально применяли для перевода литографии в высокую печать. Для этого на цинковую или первоначально медную пластину через особую переводную бумагу переводили сочный литографский оттиск. А затем производилось ступенчатое сложное травление. Оно заключалось в том, что после начального неглубокого действия кислоты на получившийся рельефный рисунок накатывали специальную типографскую краску, а затем сверху присыпали канифолевым порошком, особо уделяя внимание тому, чтобы этот грунт не попал на пробельные места. По мере нагревания пластины расплавившаяся канифоль сползала с выступающих мест рисунка, со всех сторон защищая его.

Подобное травление с помощью кислоты повторяли до шести - девяти раз. Благодаря этому на металле получался высокорельефный рисунок. С подобной металлической доски производили печать оттисков в типографской машине. В дальнейшем, по мере развития искусства жиллотажа, данный способ применялся уже не для перевода литографии в гравюру на металле, а для производства авторских клише. Рисунок изготовлялся на переводной бумаге или на самой цинковой пластине. А затем пластину с переведённым или нанесённым рисунком травили тем же способом.

Жилло впервые достиг удачных результатов в своих стараниях изготовлять цинковые клише с рельефными изображениями, удобные для печатания на обыкновенном типографском станке. Однако широкое распространение таких клише долго задерживалось тем, что по способу Жилло исполнять непосредственно на цинке или переводить на него с бумаги можно было только рисунки, исполненные в контурах и штрихах, без сплошной затушевки теней и полутонов.

Из книг П.Е. Корнилова
Из книг П.Е. Корнилова.
П.А. Шиллинговский. Цинкография.

Колхозники села Чутово (цинкография) 
Колхозники села Чутово.
Г. Калмахелидзе. Цинкография. 1971.

Мальчик с собакой
Мальчик с собакой.
Открытка. Жиллотаж.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.