Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Хиазм


(по-древнегречески chiasmos крестообразное расположение)

Дорифор-КопьеносецВ изобразительном искусстве - изображение стоящего человека, который опирается на одну ногу, перенося на неё центр тяжести. Поднявшемуся в такой позе бедру соответствует приспущенное плечо, а другому, опущенному бедру – приподнятое плечо. Приём хиазма применялся уже в античной скульптуре, а затем к нему заново вернулись мастера Раннего итальянского Возрождения.

В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.

Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура.

Образцы ранней круглой скульптуры ещё далеки от совершенства, они грубоваты, статичны. В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры.

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (от греческого kalos — прекрасный и agathos — добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII—VI в. до н.э. симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

Постепенно древнегреческая скульптура приобретает динамику и реализм. Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм.

В классическую эпоху творят такие маcтера, как Пифагор Регийский (480—450 г. до н.э.): «Мальчик, вынимающий занозу», «Возничий»; Мирон (середина V в. до н.э.): «Дискобол»; Поликлет (середина V в. до н.э.): «Дорифор» («Копьеносец»); Фидий (середина V в. до н.э.): скульптура Парфенона, скульптура богини Афины — «Афина Дева» (Афина с острова Лемнос).

Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же «Копьеносца». Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение, и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный — воплощение греческих идеалов.

Весной 1820 г. греческий крестьянин с острова Милоса по имени Юргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое.

Афродита МилосскаяЮргос принялся копать и обнаружил статую очень красивой женщины из белоснежного мрамора, помещенную в каменной нише. Тот, кому когда-то принадлежала эта статуя, видимо, очень дорожил ею и сделал все возможное, чтобы на нее не влияло время. Как свидетельствует надпись (впоследствии ее прочитали ученые), автора изваяния звали Агесандр, или Александр (точно установить не удалось), ибо несколько букв стерлось. Жил он в конце III в.—начале II в. до н.э. Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, — такой изобразил скульптор Афродиту, богиню любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. В зависимости от того, откуда смотреть на статую, она кажется то гибкой и подвижной, то спокойной и сосредоточенной. Удивительную жизненность придает богине и посадка головы немного влево и чуть вниз. Богиня любви, она чуть торжественна в своей возвышенной и строгой красоте и в то же время глубоко человечна.

Остров Милос принадлежал в те времена Турции. Иностранцы посещали его редко, и поэтому покупателя на удивительную находку найти было трудно. Юргос уступил её за бесценок местному священнику, который задумал принести её в дар кому-то из султанских вельмож. В это время о находке узнал французский посол в Турции и послал на Милос своего секретаря на военном корабле. Французы прибыли в тот момент, когда статую грузили на турецкое судно. Секретарь попытался тут же в порту перекупить замечательное творение греческого искусства, но священник категорически отказался. Тогда французы решили отнять драгоценную статую силой. Завязалась драка. Турецких матросов было меньше, чем французских военных моряков, и им пришлось уступить, но статуя при этом потеряла обе руки.

Французский посол отправил находку Юргоса — «Афродиту (Венеру) Милосскую» (так её назвали в честь острова, где она была найдена) в Париж, в музей Лувр. Там её поместили в отдельном зале, как одно из самых больших сокровищ этого музея.

Древнегреческая скульптура поистине обладает совершенно особенным очарованием и притягательностью. Ещё в V в. до н.э. греческие скульпторы настолько овладели мастерством передавать пластику и красоту человеческого тела, что сегодня остаётся лишь восхищаться подобным мастерством и сожалеть о том, что жившие задолго до нас поколения не смогли уберечь большую часть уникального скульптурного материала древности.

Главным принципом гармонии греки считали спаянность тела и духа, точнее, единство их красоты. Внутреннее умиротворение находило своё отражение в полных спокойствия, силы и достоинства позах мраморных и бронзовых фигур. Конечно же, любимейшим сюжетом скульпторов были боги и атлеты.

Работы всех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени.

Раненная амазонка (Поликлет)
Раненная
амазонка.
Поликлет из
Пелопоннеса

Отдыхающий Сатир
Отдыхающий
Сатир.
Пракситель.
IV в. до н.э.

Гермес с младенцем Дионисом
Гермес с
младенцем
Дионисом.
Пракситель.
IV в. до н.э.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.