Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Узелковый батик


(от индонезийского ba — хлопчатобумажная ткань и tik — точка или капля)

Узелковый батикСпособ окрашивания ткани с помощью узлов и жгутов, создающих узор. Узелковое крашение считается одним из самых древних способов орнаментации тканей. Такой способ использовали мастера древней Индии, Китая, Японии и других стран.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 1970-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стиле хиппи.

Техника узелкового батика считается самой древней техникой батика, появившейся в Индокитае еще до VII века. Она заключается в том, что ткань перевивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. После развязывания места свивки остаются не прокрашенными. Результат зависит от системы завязывания: можно получить рисунок из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос, их сочетаний. Узелки вяжутся или вручную, или выполняются с помощью крючков и иголок. Чтобы получить узор в виде пробелов определенной конфигурации, внутрь узелков можно помещать мелкие предметы (пуговицы, камешки). В технике узелкового крашения не обойтись без обычных хлопчатобумажных ниток, веревок, шнуров, лент. Они должны быть крепкими, плотно прилегать к ткани и не пропускать краску. Это лучше делают навощенные веревки. Веревки не только фиксируют сложенную ткань в нужном положении, но и сами создают рисунок полос — соответственно узких или широких. Вначале нелегко научиться туго затягивать узлы нитей и веревок. Многие приемы требуют складывания ткани, плиссировки. Лучше всего закреплять утюгом каждую складку по мере их образования. Кроме того, понадобятся камешки, бусинки, горошины, бельевые прищепки или другие зажимы, различные дощечки, палочки.

Изумрудный шарфик (Узелковый батик)Узелковый батик часто украшают дополнительно вышивкой, бисером, бусинами, жемчужинами, раковинами и т.д. Технику узелкового батика используют и как часть всего процесса росписи ткани — в узелковой технике создаются фоны некоторых изделий, которые потом дополнительно расписываются в других техниках (холодного батика, или, чаще, свободной росписи) и таким образом расставляются акценты.

Для узелкового батика следует выбирать ткань, которая будет легко завязываться и прокрашиваться. Всем этим параметрам отвечает хлопчатобумажная ткань, поэтому именно ее лучше всего выбрать для выполнения узелкового батика. Возможно также использование шелка и вискозы, но в этом случае, чтобы избежать неприятных сюрпризов, следует быть предельно внимательным при выборе красителя. При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка — одни, для шелка и шерсти — другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани. Для крашения понадобится большая емкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз.

Шарфик (Узелковый батик)Распространены следующие названия узелкового батика:

Лахерия — обычный жгутовый способ окрашивания ткани. Ткань скручивают в жгут, закрепляют обвязкой и таким образом окрашивают. Очень часто здесь появляется "волновой эффект", рисунок повторяется через интервалы, как волны.

В Малайзии технику скручивания называют планги (планки).

В Индии до сих пор широко распространена техника бандхани (бандхей, бандхана, бандхини и т.п.). Из таких тканей шьют праздничную одежду. Ткань захватывают ногтем мизинца и одной нитью завязывают тысячи мельчайших узелков. Рисунок получается из множества различных белых и цветных точек или мелких кругов.

В Японии — шибори (шибури, тибари, складной батик) — ткань не скручивается, а только складывается определенным образом, и так окрашивается.

В США — тайдай (tie-dye) — такое название узелковой техники распространилось на весь Запад в конце 50-х годов XX в. при появлении хиппи и массовых движений протеста.

В Индонезии применяется техника тритик (триник, шитая техника). Ткань прошивается в нескольких местах и таким образом формируется особый узор. В этой технике можно создавать более тонкий и предсказуемый орнамент: нарисуйте эскиз на ткани и пройдитесь по его контурам швом "вперед иголку", мелкими стежками. Стяните нить. После окрашивания перпендикулярно шву образуется узор из мелких лучиков.

Цветы (Узелковый батик)
Цветы. Узелковый батик.

Коричневый шарфик (Узелковый батик)
Коричневый шарфик.
Узелковый батик.

Разноцветный шарфик (Узелковый батик)
Разноцветный шарфик.
Узелковый батик.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.