Одигитрия
(от греческого – указывающая путь)
Типаж изображения Богоматери на иконе, - стоящей, изображённой по пояс или сидящей с младенцем, которого она держит на левой или (реже) на правой руке. Вторая рука обычно прижата к груди или поддерживает Христа (зачастую благословляющего молящихся).
Одигитрия – это один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем; младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благославляет, а левой - держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост. Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращённый к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Младенца. С догматической точки зрения основной смысл этого образа - явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному младенцу.
Существуют различные предположения относительно происхождения этого типа изображения Богоматери, безусловно, являющегося одним из древнейших (хотя само наименование "Одигитрия" появляется в источниках не ранее IX века). По преданию, самая первая икона Одигитрии была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам - в храме монастыря Одигон, отчего, вероятно, и происходит ее название). На основании этого предания ряд исследователей полагает, что тип Одигитрии сформировался на христианском Востоке и уже оттуда был занесен в Византию. По другим предположениям изображение Богоматери Одигитрии выделилось из композиции "Поклонение волхвов", широко распространенной в раннехристианском искусстве - в пользу этого предположения свидетельствует не только типологическая близость, но и сходный смысл обоих изображений.
По всей вероятности самые ранние изображения представляли Богоматерь в рост, стоящей или сидящей, однако впоследствии предпочтение отдавалось поясным спискам. Икона Богоматери Одигитрии пользовалась чрезвычайным почитанием в Византии; списки с нее получили широкое распространение и на Руси с самого начала ее христианизации. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных и другие. Из икон Одигитрии с греческими наименованиями можно отметить: Психосострия, Перивлепта и другие.
Троеручица. Трихейруса.
|
Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 г.
|
Перивлепта. Византия. Вторая половина XIV в.
|