Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ювелирное искусство


(от немецкого juwel — драгоценный камень)

Брильянтовые россыпи (И. Завидовский) Вид декоративно-прикладного искусства: cоздание художественных украшений – предметов быта, вооружения, культа, личных украшений в основном из драгоценных (серебро, платина, золото), а также определённых цветных металлов, порою украшенных поделочными и драгоценными камнями, стеклом, жемчугом, перламутром, янтарём, костью и пр.; художественные изделия из других металлов (бронза, медь), выполненные с тонким мастерством. В ювелирном искусстве использовались литье, ковка, тиснение, гравировка или резьба, чернь, зернь, эмали, травление, инкрустация, полировка и прочие механические техники обработки.

Ювелирное искусство – одно из наиболее распространённых разновидностей декоративно-прикладного искусства и одно из самых древних. Включает в себя и народное ювелирное искусство. На высоком уровне развития находилось древнеегипетское ювелирное искусство, для которого характерны яркие полихромные эффекты. Материалами для ювелирных изделий были в основном лазурит, золото, бронза, аметист, обсидиан, яшма, изумруды. Использовалась гравировка, чеканка и холодная эмаль. Вкрапления цветных камней и кубиков из стеклянной пасты между перегородками из золота. Для древнего Двуречья – Шумера, Ассирии, Аккада, Вавилонии свойственно тяготение к яркой полихромии, любовь к технике холодной эмали и повсеместному использованию лазурита.

Ювелирные изделия, характерные для эгейского искусства, которые были найдены в основном в Трое и Микенах, а также этрусков, характеризуются большей сдержанностью цветовых оттенков. Это изделия с зернью и сканью, сосуды из золота с изображениями каракатиц, морских звёзд, быков и т. д. Если в ювелирных древнегреческих изделиях классического периода (V – IV века до н. э.) наиболее весомым средством художественных эффектов было матовое сияние золота, то в древнеримских изделиях и произведениях периода эллинистического искусства снова начал проявляться интерес к звучной полихромии. Наибольшую известность среди произведения эллинистического ювелирного искусства завоевали серебряные художественные изделия.

Брачный венец (В.С. Сикачёв, 1899—1908 г.) В иранском ювелирном искусстве (III – VII века) были популярны сосуды из серебра и золота с литыми, чеканными и гравированными изображениями. В восточных мусульманских странах наибольшее распространение получил растительный или отвлечённый геометрический орнамент и каллиграфия. Для Индии средних веков свойственна особая пышность украшений, в которой довольно рано изобрели искусство огранки алмазов. В средние века в Китае разнообразные ювелирные материалы обрабатывались довольно сдержанно (помимо кораллов, нефритов, янтаря и некоторых драгоценных металлов). Китайские мастера стремились подчеркнуть в них преимущественно природную фактуру и окраску, а не только светоотражательные свойства. 

Различные образцы ювелирного искусства самого высокого класса были обнаружены при археологическом исследовании древнеамериканской культуры – чеканные и литые украшения из золота, с мозаичными орнаментами из агата, кварца, бирюзы. Для раннего европейского искусства периода средневековья характерно использование крупных кабошонов – неогранённых драгоценных округлых камней и холодной эмали, которые контрастировали с золотом, в орнаментах – мотивы «звериного стиля». В ювелирном искусстве Византии - оклады, распятия, литургические чеканные сосуды и прочие культовые предметы, зачастую украшенные необыкновенно тонкой перегородчатой эмалью – превалировало стремление к иллюзорной дематериализации форм.

В Средние века мастерство ювелиров было направлено в основном на украшение предметов церковной утвари. Изготавливались великолепные золотые или серебряные оклады икон и богослужебных книг, украшенные драгоценными камнями, чеканные литургические сосуды. Ювелирные изделия эпохи Возрождения отличаются совершенством композиции, тщательностью проработки, богатством фантазии. К ювелирному искусству обращались прославленные мастера (А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Б. Челлини). Излюбленными типами изделий были нагрудные подвески и украшения для шляп. В Италии расцветает искусство резьбы по камню. Во Франции славилась школа лиможской эмали.

Новый расцвет ювелирное искусство переживает в эпоху рококо с характерным для него стремлением к утончённости. Любимым камнем становится бриллиант, появляется классическая бриллиантовая огранка. В мужском костюме драгоценные камни использовались так же широко, как и в женском. В эпоху классицизма ювелирные изделия обретают строгость, из мужского гардероба практически исчезают украшения. Популярными становятся изящные табакерки и набалдашники для тростей.

Индийское ювелирное украшениеС середины XIX в. при изготовлении ювелирных изделий начинают применяться промышленные технологии, их производство становится массовым, используются менее дорогие материалы (накладное серебро, горный хрусталь, цветное стекло, искусственные бриллианты — стразы). Мастера модерна превратили ювелирные изделия в произведения большого искусства (Р. Лалик, Л. Гайар). Ювелиры обращаются в своих произведениях к формам живой природы; любимыми мотивами становятся волна, завитки растений, насекомые, птицы. Мировую известность получила продукция работавшей в России фирмы Фаберже (пасхальные яйца с механическим секретом, часы, украшения, сервизы, бинокли, портсигары и т.д.), отмеченные уникальностью конструкторских решений, тщательностью отделки, яркой праздничностью образного решения.

В XX в. благодаря деятельности французского модельера-новатора Коко Шанель обретает популярность бижутерия. Осваиваются новые материалы, как дорогие (платина, палладий), так и более доступные массовому потребителю (цирконий, алюминий, цинк, керамика). Во второй половине XX — начале XXI в. стремление к минимализму, обыгрыванию выразительности простых геометрических форм соседствует в ювелирном деле с интересом к изысканности и прихотливым линиям модерна и традициям народного искусства.

Браслет Чертополох (Р. Лалик)
Браслет "Чертополох".
Рене Лалик.

Древнерусские украшения (территория Рязани)
Древнерусские украшения,
найденные на территории Рязани.

Скифский гребень со сценой битвы
Скифский гребень
со сценой битвы.
Конец V — начало IV в. до н.э.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.