Образ рыбы в искусстве
Рыба - (греч. ichthys; лат. piscis) — животное, относимое к классу низших позвоночных, символ морской стихии. Согласно традиционным представлениям, жизнь вышла из воды, и рыбы в древности почитались в качестве символа зарождения жизни. Быстрота их передвижения ассоциировалась с процессом оплодотворения.
В Древнем Китае изображение рыбы представляло собой эмблему изобилия и богатства (по-китайски слова «рыба» и «обилие» звучат и пишутся одинаково). Рыба также — символ возрождения и супружеского счастья; гармонию семейной жизни обозначает изображение двух рыб — подобную эмблему дарят молодоженам.
В буддийском искусстве рыба, благодаря скорости и свободе передвижения, символизирует «свободу от всех ограничений». Поэтому изображение рыбы — одно из «семи проявлений» Будды. В древних китайских легендах рыбы превращаются в птиц и драконов, существ воздушной стихии. Рыбу также связывают с влажным, женственным началом природы. Однако движение рыбы в воде соотносится с фаллической символикой.
Одним из символов скандинавской богини Фрейи, олицетворения плодородия, любви и красоты («северной Венеры»), была рыба. От имени богини происходит название дня недели — пятницы (нем. Freitag). В этот день многие народы поклонялись богине плодородия, отсюда же обычай поедания рыб по пятницам.
Семитскую богиню плодородия Астарту (в Вавилоне — Иштар) изображали с двумя рыбами в руках (древние греки отождествили эту богиню с Артемидой, которую тоже изображали с рыбами). Сын Астарты, или Иштар, — Ихтис (греч ichthys — «рыба»), его священный день пятница, в который поедали рыб в честь богини плодородия. Плодовитость рыб связывали также с образами богинь Исиды, Афродиты, Кибелы, Хатор.
В конце XVII в. в Европу завезли из Китая золотых рыбок, которых на Востоке издавна разводили в аквариумах и бассейнах (отсюда сказки о золотых рыбках, исполняющих желание). Ламию (от греч. lamos — «пучина, бездна»), женщину-змею, персонаж средневековых легенд, изображали в виде огромной рыбы или женщины с рыбьим хвостом и золотым гребнем в руках, которым она расчесывала свои волосы (гребень — символ рыбьего хвоста, волосы — водяных струй).
В книжных миниатюрах и надгробных рельефах ХII — XIV вв. встречаются изображения птицы и рыбы. Они символизируют «верхнюю и нижнюю бездны». В индуистских легендах упоминается Макара — сказочное существо, сочетающее черты большой рыбы, крокодила и слона. В мифологии Древнего Египта рассказывается, как нильские рыбы съели фаллос Осириса, растерзанного злым братом Сетом.
Символом богини Нейт был окунь. Зеркальная чешуя карпа, возможно, стала поводом к возникновению древних китайских легенд о «зеркальных существах» (карпов в Китае разводили в специальных бассейнах при храмах). В легендарную эпоху Желтого Императора два царства — человеческое и зеркальное — были разделены, но существовали мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Но однажды ночью зеркальный народ попытался захватить землю. Победу одержал Желтый Император, он заточил захватчиков обратно в зеркала, и с тех пор они обречены повторять в зеркальном отображении все движения людей. Однако в будущем зеркальные существа проснутся, оправятся от заклятия и обретут свой подлинный облик. Первой проснется рыба, затем — тигр, а за ними — все прочие.
Черноморская рыбка. Шадрин А.П.
|
Картина Рыба. Лесохина Любовь.
|
Художник Васильев. Картина Рыбки.
|