Образ Самсона в искусстве
Согласно толкованию экзегетов, образ Самсона восходит к древнему божеству Солнца. Длинные волосы героя символизируют солнечные лучи и, одновременно, мужскую силу. Далиду рассматривают в качестве олицетворения ночи, тьмы, срезающей волосы-лучи бога-солнца (Иное прочтение имени «Далида» - Дилайла («Ночь»).
История Самсона привлекала многих художников, в первую очередь стиля Барокко, своей экзотичностью, страстностью, динамизмом. Скульптор Джамболонья создал во Флоренции около 1562 г. скульптурную группу «Самсон, убивающий филистимлянина». По композиции она напоминает произведение Б. Бандинелли «Геркулес и Какус». В1623 г. скульптура Джамболоньи попала в Англию, в качестве подарка испанского короля принцу Уэлскому, будущему королю Карлу I. Ныне она хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Картину «Ослепление Самсона» написал Рембрандт. Самсона отождествляли с царем Давидом, из-за чего возникла контаминация сюжетов. Так, ранее считали, что на центральной закомаре западного фасада Дмитриевского собора во Владимире изображен Самсон, раздирающий пасть льву. Однако в данном случае представлен Давид, о чем свидетельствуют его короткие волосы. Подобные изображения появлялись под воздействием сюжетов о Самсоне и схожих композиций из истории Давида в торевтике.
В нижнем парке Петергофа, близ Петербурга, в «ковше» Большого каскада в 1735 г. был создан фонтан: струя воды поднимается к небу более чем на 20 м из пасти льва. Скульптурную группу «Самсон, раздирающий пасть льва» создал скульптор Б. К. Растрелли Старший.
Монумент, отметивший 25-летие победы над шведами в 1709 г. под Полтавой (лев яв-ляется частью герба Швеции), создан на основе программы, сочиненной Феофаном Прокоповичем (1681—1736), писателем, просветителем, архиепископом Новгородским. 22 июля 1709 г., меньше чем через месяц после «Полтавской виктории», Феофан произнес в присутствии царя Петра I в киевском кафедральном соборе речь «Панегирикос, или Слово похвальное о преславной над войском свейским победе».
В «Слове» Феофан сравнил царя Петра, одолевшего шведов, с библейским Самсоном, по-скольку Полтавское сражение произошло 27 июня, в день Св. Сампсония Странноприимца (? – 530), искусного врачевателя, основателя странноприимного дома (приюта для путников и больных) в Константинополе. Используя сходство имен, Феофан Прокопович сочинил метафору: «Петр аки второй Самсон растерзал... льва свейского».
Самсона, раздирающего льва, стали изображать на гравюрах того времени. Скульптор Растрелли, создавая модель, использовал, вероятно, и иконографию Геракла, победившего гидру и немейского льва. В 1801 г., в эпоху русского классицизма, устаревшую свинцовую скульптуру заменили новой, в общих чертах повторяющую растреллиевскую, но из бронзы, по модели скульптора М. И. Козловского. Но время Великой Отечественной войны, когда фашисты оккупировали в 1941 г. Петергоф, скульптура пропала (возможно, ее распилили и переплавили). В 1947 г. скульптор В. Л. Симонов по довоенным фотографиям восстановил знаменитого «Самсона».
Самсон поражает филистимлян ослиной челюстью.
|
Фонтан Самсон. Скульпторы Б.К.Растрелли и М.Козловский.
|
Пьерино да Винчи. Самсон убивающий филистимлянина.
|