Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Новгородская школа

Святые Никола Чудотворец и Евфимий Новгородский Одна из ведущих школ искусства Древней Руси, возникшая в Новгороде во время
феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры.

Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Новгородской школы, сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, чёткость и энергичная лаконичность стиля.

Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (Софийский собор, 1045-1050 г.; Георгиевский собор Юрьева монастыря, начат в 1119 г.) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице, 1198 г.; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185-1192 г.; Георгия в Старой Ладоге, 2-я половина 12 в.).

В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства - главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189 г.), Спаса на Нередице (1199 г.) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов.

Икона с изображением св. Владимира, Бориса и ГлебаСвязь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 в. («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 — начала 14 в. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292 г.; Успения на Волотовом поле, 1352 г.).

В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 в. (церковь Федора Стратилата, 1360-1361 г.; церковь Спаса на Ильине, 1374 г.) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма.

Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378 г., Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390 г.) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380 г.), Рождества на кладбище (1380-е — 1390-е г.).

В иконописи конца 14 — 15 в. были выражены верования и представления народа, исторические события Новгорода («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Новгородской школы велика роль плетёного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.

Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Великого Новгорода
Церковь Спаса Преображения на Нередице
близ Великого Новгорода.
1198 г.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручье
Церковь Фёдора Стратилата на Ручье.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения
Пресвятой
Богородицы
на Волотовом поле.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.