Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Неопластицизм


(по-голландски neoplasticism)

Пит Мондриан Одна из ранних форм абстрактного искусства. Для неопластицизма присуща тяга к «универсальной гармонии», которая выражается в строго просчитанных сочетаниях больших прямоугольников, чётко разграниченных чёрными перпендикулярными линиями. Окрашены фигуры в цвета основного спектра, разбавленные серыми и белыми оттенками. Был создан нидерландским художником П. Мондрианом и другими живописцами из объединения «Стиль» в 1917 году.

Этот термин появился в Голландии в XX веке. Пит Мондриан определил им свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом "Стиль" ("De Stiji") основанными в Лейдене в 1917 г.

Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом - первый принцип. Около 1920 г. к нему добавился второй, который, убирая мазок и подчеркивая плоскость, ограничивает цвета красным, синим и желтым, т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный.

С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира.

В 1920 г. Мондриан выпустил брошюру "Неопластицизм" изданную в Париже галереей Эффор модерн. Некоторые письменные работы художника были собраны в книгу и опубликованы в 1925 г. издательством Баухауза под названием Neue Gestaltung. Концепцию пересекающихся под прямым углом линий приняли художники группы "Стиль".

Композиция (Пит Мондриан)Под их влиянием Мондриан высказался за использование только основных цветов. Исторический вклад неопластицизма в живописи связан с творчеством Мондриана в области же практики - с распространением влияния группы "Стиль".

Мондриан подчеркивал, что неопластицизм является чистой живописью, а не чем-либо иным, отличным от нее. В этом заявлении он выступил как классический мастер первого авангарда, оставляющий за живописью право на исчерпывающую полноту художественного выражения. В дальнейшем, после Второй мировой войны, точка зрения на уникальные права живописи кардинально изменилась. Но для художника-теософа Мондриана, работавшего в первой четверти XX в., роль чистой живописи непреложна.

Он пояснил свою позицию по отношению к живописи будущего: «Средства выражения остаются прежними — форма и цвет, однако существенно углубленные с точки зрения внутреннего смысла; прямая линия и закрашенная поверхность отныне становятся чисто живописными средствами выражения». Сбалансированное взаимоотношение форм, равновесие противоположностей внутри живописной композиции, по мнению Мондриана, способствует изображению универсума в наиболее чистом виде, воплощению гармонии и единства, являющихся врожденными свойствами разума.

В своих теоретических опусах Мондриан постоянно возвращался к доказательству преимуществ неопластицизма перед традиционной живописью, обосновывая принципы абстракции. Сегодня следовало бы сказать: принципы «геометрической абстракции», ибо представители этого направления второй половины XX в. в процессе творчества продолжают неуклонно следовать этим, мондриановским принципам начала века. Конкретная реальность не дает представления о целостности мироздания; ее репрезентация не является изображением универсума.

Серое дерево (Пит Мондриан)В отличие от большинства своих современников и последователей, извлекших из открытий неопластицизма практический конструктивистский результат, Мондриан был равнодушен к одной лишь предметно-средовой стороне вопроса. Главный смысл из его абстрактных полотен извлекает сам творец, ищущий единственно верную знаковую закономерность построения композиции. Переживания Мондриана во время нанесения на холст или лист бумаги геометрических знаков сопоставимы с состоянием монаха в процессе работы над иконой.

Работа над абстрактной композицией для Мондриана есть акт медитации, а, следовательно, путь к самосовершенствованию и Богопознанию, единственно достойный для христианина. Все это связывает Мондриана с тысячелетней традицией мировой культуры. Однако сведение живописной изобразительности к единому символическому пластическому модулю и полный последовательный отказ от каких-либо форм мимесиса, лежащие в основе теоретических постулатов Мондриана, закладывают фундамент новой эстетики, получившей развитие у его европейских и американских наследников.

Бродвей буги-вуги (Пит Мондриан)
Бродвей буги-вуги.
Пит Мондриан.
1942 г.

Нью-Йорк сити (Пит Мондриан)
Нью-Йорк сити.
Пит Мондриан.
1941-1942 г.

Композиция с синим (Пит Мондриан)
Композиция с синим.
Пит Мондриан.
1942 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.