Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

«Роза и Лилия»

Тристан и Изольда«Роза и Лилия» (франц. «Flore et Blanche-lUni» — «Цветок и Белый цветок»; старофранцузская форма прочтения: Blancheflour — «Бланшефлур») — аллегорический анонимный роман в стихах, известный в старофранцузской и нижненемецкой редакциях (XII в.) и в переложении немецкого поэта К. Флека (1220 г.). Часто упоминается под свободным переводом заглавия: «Роза и Юлия».

Восходит к сказаниям розенкрейцеров и повести о Граале. Сын Феникса (сарацинского короля) Флор и пленная христианка Бланшефлур, или «Белая лилия», родились в один день, в праздник Пальмариум (на Востоке — «вербное воскресенье»), отсюда их «цветочные» имена (Флора сопоставляют с красной розой, а девушку — с белой лилией). Они росли вместе и полюбили друг друга, но их брак был невозможен, и родители разъединяют влюбленных.

Бланшефлур продают в рабство арабским торговцам, а Флору сообщают, что девушка умерла. Рыцарь готов покончить с собой, тогда родители вынуждены открыть ему правду, и он отправляется на поиски Бланшефлур. Прибыв в Багдад, Флор узнает, что его возлюбленная заточена в башне, в гареме. Переодевшись в красное платье, Флор становится «Красным рыцарем», прячется в корзине с красными розами и таким образом проникает в гарем.

Любовь «Красного рыцаря» и «Белого цветка» так трогательна, что багдадский эмир, вначале приговоривший их к смерти, отпускает влюбленных, они живут долго и умирают в один день, как и родились (символ «космической женитьбы» розенкрейцеров). По легенде, Флор и Бланшефлур являются предками императора франков Карла Великого. В сказаниях о Св. Граале «Красный рыцарь» тоже ищет белую лилию. Роман о Розе. Данте Габриэль Россетти

Этот сюжет трактуют в качестве аллегории: рыцарь стремится к соединению с древней культурой Востока. Путешествия Флора рассматривают как «путь Грааля», о чем свидетельствует одна характерная деталь: с собой в дорогу рыцарь берет чудесный кубок, изготовленный богом Вулканом, крышка кубка увенчана карбункулом, который освещает рыцарю путь.

Источниками романа считают византийские или арабские сказания, однако зашифрованные в нем ал-легории имеют многие параллели (сравн. «Роман о Розе»; «Рыцари короля Артура»; «Тристан и Изольда»). Итальянский поэт Дж. Боккаччьо (1313—1375) написал на сюжет «Розы и лилии» роман «Филоколо» (Filocolo). Русский мыслитель B. C. Соловьев сочинил на эту тему «Песню Офитов» (от греч. ophis — «змея»; офиты— гностическая секта, члены которой почитали змей в качестве символа мудрости):

Белую лилию с розой,
С алою розою мы сочетаем.
Тайной пророческой грезой
Вечную истину мы обретаем...
(1876)


Джованни Боккаччо
Джованни Боккаччо.

Роман о Розе
Роман о Розе.

Тристан и Изольда с любовным эликсиром
Тристан и Изольда
с любовным эликсиром.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.