Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Самарра

СамарраСаммара (Samarra) — город в Месопотамии, на правом берегу р. Тигр, в 120 км к северу от Багдада. Свидетельством древней культуры Месопотамии 6—5 тыс. до н. э. являются найденные на этом месте образцы гончарной керамики с росписью геометрического стиля.

Керамика «самарра» сменяла в этот период так называемый хассунский тип изделий. На рубеже 5—4 тыс. самаррская керамика, в свою очередь, вытеснялась халафской. В Средние века, в 750 г., Самарра стала столицей арабского халифата Аббасидов.

Расцвет города связан с правлением восьмого халифа Аль-Муатасима (833—842), третьего сына знаменитого своим расточительством Харуна Аль-Рашида. Халиф переделал непонятное ему ассирийское название «Самарра» на арабское «Surra Man Raa» («Радуется тот, кто ее видит»). Для строительства города халиф собрал зодчих из Персии, Индии, Сирии. Из руин античных храмов привозили колонны, мраморные облицовки, мозаичные полы, бронзовые двери. Из-за жаркого климата делали сердабы — пещерные помещения с залами, коридорами, бассейнами.

Сохранились остатки главных городских ворот, состоящих из трех арок, детали лепных, резных орнаментов из мрамора и дерева. Среди постоянных мотивов — виноградная лоза и листья, заключенные в круги, ромбы и шестигранники. Верхняя часть стен дворцовых интерьеров была покрыта росписями с изображениями танцовщиц и музыкантов, сцен охоты. В 847 г. в Самарре начали строить огромную мечеть — самую большую в мире: ее двор имеет площадь 38 тыс. кв. м. Вдоль стен стояли в несколько рядов 464 мраморные колонны. Мечеть имела 16 ворот, а стены были облицованы разноцветным, сверкающим на солнце стеклом.Самарра

Мечеть назвали «Мальвия». Рядом с руинами мечети ныне высится знаменитый самаррский минарет необычной спиральной формы. На четырехугольный кирпичный цоколь поставлена круглая башня, вокруг нее — спиральный пандус двух и более метров ширины. Халиф любил въезжать на свой минарет верхом на осле. На высоте 50 м минарет венчала деревянная беседка на восьми резных колоннах (не сохранилась), с вершины открывался вид на город. Считают, что это сооружение восходит к древним зиккуратам и Вавилонской башне (в то время она еще не была разрушена до основания).

В 892 г. последний самаррский халиф перенес столицу в Багдад, и пески пустыни постепенно поглотили оставленный город. В других городах арабского мира высоко ценили изделия самаррских ремесленников, ювелиров, резчиков. Древнейшие керамические изделия, покрытые золотистым люстром (VIII-IX вв.), также были обнаружены при раскопках в Самарре (изобретение люстра объясняют запретом ислама употреблять золотую и серебряную посуду). Раскопки в Самарре производил в 1911—1913 гг. немецкий археолог Эрнст Херцфельд (1879-1948).


Самарра
Самарра.

Минарет аль-Мальвия
Минарет аль-Мальвия.

Минарет аль-Мальвия
Минарет аль-Мальвия.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.