Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Произведения искусства эпохи русского Ренессанса

Русское декоративное искусство. В. Д. Ермолин. Георгий ПобедоносецКнязь Иван III в 1472 г. женился вторым браком на царевне Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина, воспитывавшейся при папском дворе в Риме. Вместе с Софьей Палеолог в Москву прибыли итальянские ученые монахи, проповедники, географы, строители, художники. С прибытием в Москву из Болоньи по приглашению Ивана III в 1475 г. итальянского строителя Аристотеля Фьораванти, а вслед за ним — Марко Руффо из Венеции, Пьетро Антонио Солари из Милана и других начинается длительная история работы итальянских зодчих в России.

Архангельский собор, построенный в Кремле миланским зодчим Алевизом Новым в 1505-1508 гг., несмотря на пятиглавие, выглядит как итальянское палаццо. Исследователи как новшество рассматривают ордерную разработку фасадов Архангельского собора и новых московских церквей, а также зальное пространство интерьера Успенского собора Кремля. Известен факт работы в Московском Кремле не только итальянских зодчих, но и живописцев. Об этом свидетельствуют обнаруженные в 1882 - 1885 г. фрагменты ранних росписей галерей Благовещенского собора Кремля.

В Грановитой палате и Архангельском соборе зафиксированы работы итальянских скульпторов. В русских иконах XV в. возникают элементы панорамного мышления. Специалисты отмечают в древнерусской иконописи XV-XVI вв. развитие элементов портретности в изображении персонажей, прежде всего причисленных к лику святых русских князей. Однако качества портретности не выходили за границы иконописного канона, поэтому могут рассматриваться лишь в качестве тенденции, но не появления жанра «портретной иконы».

Период XVI—XVII вв. иногда называют временем «религиозного пробуждения» — распространения нравственно-дидактического течения в православной иконографии, обусловившего повествовательность композиций с многими подробностями, вплоть до бытовых деталей. Согласно второй концепции, «русским ренессансом» считают XVII в., а эпоху Андрея Рублева (конец XIV — первую половину XV в.) — предвозрождением. Иногда эпоху предвозрождения продлевают вплоть до конца XVI в. Это время характеризуется подъемом национального самосознания и обращением к формам искусства домонгольского периода как к «своей античности».

В архитектуре и иконописи «своей античностью» для московской школы XV—XVI вв. является стиль владимиро-суздальской школы XII— XIII вв. Архангельский собор (построен Алевизом Новым)В монументальных росписях — стиль росписей и мозаик Киева XI—XII вв., мастера которых непосредственно обращались к эллинистической традиции. Так, после экспрессивного стиля Феофана Грека появилось тяготение к уравновешенным и сдержанным приемам композиции, гармонизации на основе окружности, к пластичным очертаниям фигур и плавным наклонам голов. Феофановскую манеру письма движками (короткими белыми штрихами) сменяют плавь и стремление к «образам, овеянным духом эллинского жизнелюбия». «Рублевский стиль», мягкий, живописный, с преобладанием розоватых, голубых, золотистых и темно-зеленых красок, сравнивают с произведениями сербско-моравской школы и, называя «русским антиком», возводят к традициям Палеологовского Ренессанса в Византии XIII—XV вв.

Соединение «своей античности», палеологовской классики и «общеевропейской предвозрожденческой эстетики... было совершенно органичным, поскольку выступало не в качестве влияний, а преломлялось через гуманистическое умонастроение художника». Предренессансные тенденции характеризуют и появление в искусстве Москвы конца XV в. образцов скульптуры, близких западноевропейской традиции. К ним относят прежде всего произведение Василия Ермолина - скульптуру Георгия Победоносца (1464), отмеченную западноевропейскими чертами, и рельеф Богоматери Одигитрии в Троице-Сергиевой лавре, который называли «Мадонной Ермолина» (не сохранился).


Преображение.Феофан Грек
Преображение.
Феофан Грек.

Работа Андрея Рублёва
Работа Андрея Рублёва.

Феофан Грек
Феофан Грек.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.