Breigel Mugitskiy
Питер Брейгель Старший, по прозванию «Мужицкий» (ок. 1526—1569) – знаменитый художник периода Северного Возрождения.
В искусстве Северного Возрождения, наряду с бургундской, важное значение имела франко-фламандская школа живописи XV— XVI в. Существенным фактором взаимодействия двух культур: северной, в частности французской, и южной, итальянской — стали военные походы 1494—1496 гг. французского короля Карла VIII в Италию. О. Бенеш отмечал значительную роль северонидерландской «пламенеющей готики начала XVI в., «когда это течение раскололось на голландское и фламандское ответвления». В Лейдене это течение представлял Ян де Кок (? — до 1529), выходец из Антверпена. Несколько позднее голландский город Лейден прославил живописец Лука Лейденский (Лукас фан Лейден; 1494-1533), ученик К. Энгельбрехтсена, наследник романизма Я. Госсарта и А. Дюрера. Примечательно, что гравюры Луки, так же как и Дюрера, копировал итальянец М. Раймонди.
Однако наиболее значительным художником, завершавшим эпоху Возрождения на севере Европы, был, безусловно, Питер Брейгель Старший, по прозванию «Мужицкий» (ок. 1526—1569). В 1553 г. Брейгель совершил путешествие в Италию, но его искусство самобытно и уникально. «Контраст между искусством Брейгеля и современной ему художественной жизнью, — писал Бенеш, — был великой загадкой для историков искусства». Истоки странного творчества этого художника искали в нидерландском фольклоре, в средневековой мистике, в романизме, в духовном сопротивлении испанскому владычеству над Нидерландами.
Однако Брейгель много рисовал с натуры. «Его постижение духа итальянского искусства и интерес к пейзажу были много глубже и существеннее, чем у романистов». По заключению Бенеша, в рисунке Брейгеля «Жнецы» (1568) прототипом выразительной фигуры типично фламандского крестьянина на переднем плане послужила одна из обнаженных фигур Микеланжело, и затем художник приспособил ее к фламандскому сюжету. Брейгель хорошо знал, как применять итальянские достижения для передачи величественных, округлых, синтезированных форм своего позднего стиля».
Питер Брейгель — философ в живописи, будь то его альпийские пейзажи - эпические композиции вселенского звучания, будь то картины-аллегории или картины-загадки: «Безумная Грета», «Дурной пастырь», «Мизантроп», «Обезьяна», «Охотники на снегу», «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд», «Пчеловоды», «Самоубийство Саула во время битвы на горе Гелвуе»; «Страна лентяев»). В композициях Брейгеля, например в «Падении Икара», мифологический сюжет отходит на дальний план, а предметом изображения становятся пространство и время, причем настойчиво повторяются точка зрения с высокого горизонта, панорамность и сферичность пространства.
П. Брейгель Старший. Охотники на снегу.
|
Брейгель Старший, Питер. Художник и знаток.
|
Питер Брейгель Старший. Сумрачный день, 1565 год.
|