Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гамма

Вариант цветовой гаммы В изобразительном искусстве наименование внешних цветовых особенностей колорита, характеристика «оптической» закономерности, которая объединяет основные цветовые оттенки произведения. Как правило, этот термин сопровождается обычными для цвета определениями, так как цветовую гамму называют теплой, горячей, холодной, яркой, блеклой, светлой .

Цветовая гамма - это бесконечные переходы и оттенки однородных по тону цветов. Например, красная гамма - цвета бордо, вишневый, гранатовый (темно-красный), рубиновый, малиновый, лафитный (цвет красного виноградного вина), амарант (цвет древесины красного дерева), цикламен (темно-красный с розоватым), кардинал (малиново-красный), пунцовый (ярко-красный), алый, клубничный, земляничный, брусничный, цвет красной смородины, кумачовый, томатный, рябиновый, коралловый, розовый (цвет полевой гвоздики), само (телесный с розовым отливом), желто-розовый, дымчато-розовый, фламинго (нежно-розовый); голубая гамма: цвета гортензии, сумрачно-голубой, сапфирно-голубой, цвет незабудки, пепельный, пепельно-голубой, небесно-голубой, и так далее.

В мире современных устройств значение гаммы следующее: Гамма устройства описывают полный диапазон цветов, которые это устройство может воспроизвести или записать, и она связана с цветовым профилем. Хоть и цветовое пространство sRGB больше всего распространено в цифровой фотографии, есть более широкое цветовое пространство под названием Adobe RGB. Оно полезно, если изображения предназначены для того, чтобы печатать их в журналах и книгах, где CMYK типографские краски воспроизводят другой, более широкий, набор цветов в некоторых областях спектра. Расширенная гамма Adobe RGB может увеличить диапазон пригодных для печатания цветов в этих условиях. Более сложные цифровые камеры, главным образом цифровые SLRs, могут снимать прямо в Adobe RGB. Однако, это не рекомендовано для большинства фотографов, так как результаты могут выглядеть довольно плоскими и безжизненными на обычных мониторах и принтерах.

Однотонная цветовая гаммаМузыкальные гаммы - это последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее - звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той музыки, из которой извлечена данная гамма. Теоретически число гамм-звукорядов очень велико; в разных национальных культурах бытуют разные звукоряды.

Хроматическая гамма содержит в себе все звуки, входящие в темперированный европейский звукоряд. В этой гамме каждый тон отстоит на полутон от предыдущего и последующего; в темперированном строе полутон - наименьшее возможное расстояние между звуками. Нотация хроматической гаммы изменяется в зависимости от музыкального контекста.

В предшествующие эпохи хроматизм служил преимущественно для обогащения и расширения выразительных возможностей нескольких диатонических звукорядов, состав которых определяется октавным диапазоном, присутствием двух полутонов и пяти целых тонов (как в современных мажоре и миноре, также относящихся к диатоническим звукорядам). В Средневековье все звукоряды были диатоническими и включались в ладовый космос совершенной системы, этого неверно истолкованного наследия классической античности.

Совершенная система представляла собой подобие современной хроматической системы, т.е. являлась сводом всех основных тонов (звукорядов), употреблявшихся в музыке. Звукоряды эти были диатоническими - они соответствовали белым клавишам современного фортепиано. В обозначении тонов хроматической гаммы приходится использовать семь основных букв с окончаниями -is или -es (например, до-диез обозначается как cis, ре-бемоль - как des и т.д.).

Хроматическая гаммаДиатоническая гамма может быть построена от любой ступени, например: ля - си-бемоль - до - ре - ми - фа - соль или ре - ми - фа - соль - ля - си-бемоль - до и т.д. Поскольку в совершенной системе (как и в расположении белых клавишей на клавиатуре фортепиано) фиксируются два полутона - ми - фа и си - до, они могут занимать разные позиции по отношению к начальному тону звукоряда. Именно это качество, расположение полутонов в отношении к начальному тону - инициалису, позволяет различать семь диатонических ладов ("модусов"). Их иногда называют "церковными" ладами, и они определяют собой облик всей средневековой музыки, особенно церковного пения. Любой средневековый лад характеризуется не только соотношением полутонов с инициалисом, но и позицией доминанты как наиболее часто повторяемого тона (в некоторых стилях церковного пения), а также амбитусом, т.е. объемом лада.

Амбитус мог быть двух видов: если лад строился от инициалиса вверх, он назывался "автентическим"; если лад начинался на кварту ниже инициалиса и кончался на квинту выше его, он назывался "плагальным" ("вторичным"). Лады могут транспонироваться (перемещаться); они могут быть построены от любого тона внутри октавы. Однако в этом случае для сохранения структуры лада необходимо введение так называемых "случайных знаков" - диезов и бемолей. Лады описанного выше типа употребляются прежде всего для классификации монодической музыки, особенно средневекового церковного пения. Именно поэтому амбитус и доминанта рассматриваются как отличительные особенности подобных ладов.

Цветовая схема гаммы красок леса
Цветовая схема
гаммы красок леса.

Гаммы (музыкальный сборник)
Гаммы и арпеджио
для гобоя.
Музыкальный
сборник.

Дом в красной цветовой гамме
Дом в красной цветовой гамме.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.