Орас Верне
(20 июня 1802 г., Париж - 3 декабря 1863 г., Париж)
Французский художник. Родился 20 июня 1789 г. в Париже. В семье Верне рисовали все - дед, отец, дядя, но самым, пожалуй, знаменитым стал именно Орас. Учился рисовать у своего отца. Шерлок Холмс, Наполеон, Николай I и Мазепа - все эти люди имеют непосредственное отношение к жизни Ораса Верне.
Несмотря на то, что Верне очень живо интересовался военной историей и сам носил форму национальной гвардии, он никогда не участвовал в сражениях и писал свои картины со слов очевидцев. Благодаря невероятной популярности, востребованности и государственной важности батальных полотен во Франции и России чувствовал свою незаменимость и некоторую независимость даже от коронованных особ того времени.
Минимум три раза Верне посещал Россию по личной просьбе императора Николая I. Картину «Инвалид, подающий прошение Наполеону» Верне написал в июле 1838 года по заказу Николая I. Николай I оценил монументальное полотно в 25 тысяч ливров. Он не только сам предложил художнику сюжет «Парад в Тюильри», но и попросил включить эпизод с инвалидом, подающим прошение Наполеону. Существует предание о том, что Николай I сказал: «Эта картина останется в моем кабинете. Я хочу всегда иметь перед глазами императорскую гвардию, потому что она могла нас разбить».
Верне сделал блестящую карьеру художника и дипломата, входя в политическую элиту страны как при Бонапарте, так и во время Реставрации. Был директором Французской академии в Риме (1829-1835 г.). Во время своего пребывания в Италии совершенно отказывается от военной тематики в своих произведениях. Побывал вместе с французской армией в Алжире (1833 г.).
Получил широкую известность как автор патетических батальных полотен (в том числе огромных композиций - Взятие Танжера, картины сражений: при Фридланде, Йене, Ваграме и Фонтенуа и другие - созданных в 1830-е и 1850-е годы по заказу Луи Филиппа и Наполеона III и хранящихся в Версале). Любил писать яростные схватки и бурные пейзажи, нередко сочетая их в едином образе (Битва на море, 1825 г., Эрмитаж, Петербург). Испытывал влечение к остродраматической экзотике (Мазепа, преследуемый волками, 1826-1827 г., Музей Кальве, Авиньон).
Его североафриканские мотивы оказали большое влияние на развитие ориентализма. Выступал также как мастер монументально-декоративной живописи (плафон в зале египетских древностей в Лувре, 1827 г.) и портретист (Б. Торвальдсен, 1835 г., Музей Торвальдсена, Копенгаген).
По мнению современников у Ораса Верне «словно был циркуль в глазу», настолько точны и объективны были его произведения, некоторые из них в наши дни претендуют на звание исторических документов.
Умер художник в Париже 3 декабря 1863 года.
Чума. Орас Верне. Государственый Эрмитаж.
|
Портрет императора Николая I Орас Верне. 1830-е г. Холст, масло.
|
Инвалид, подающий прошение Наполеону. Орас Верне. 1838 г. Государственный Эрмитаж.
|