Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Падуанская школа

Спаситель (А. Мантенья)1) Школа живописи, сформировавшаяся в городе Падуя. Честь её основания в 15 веке принадлежит художнику Джотто и его последователям, а также мастерам эпохи поздней готики Аванцо и Альтикьеро. Сыграла важную роль в развитии искусства Возрождения Северной Италии. К середине 15 века здесь сформировалась самостоятельная школа, в которой позднеготические черты сочетались с поисками чёткой и ясной пластической формы; крупнейшим мастером этой школы был А. Мантенья.

2) Падуанская школа в философии, философское направление XIV—XVI в., развивавшее традиции аристотелизма в их аверроистской интерпретации либо в истолковании Александра Афродизийского (конец II — начало III в.), греческого комментатора Аристотеля. Получила распространение в университетских центрах Северной Италии — Падуе, Мантуе, Ферраре, Болонье. Зарождение её связывается с деятельностью профессора Падуанского университета Пьетро д'Абано, утвердившего в итальянских университетах аристотелизм в трактовке арабских философов и естественнонаучную проблематику. К Падуанской школе был близок Марсилий Падуанский, отстаивавший отделение политики от церковного авторитета и религиозной морали.

К школе принадлежали профессор Падуанского и Болонского университетов Анджело д’Ареццо, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене, Николетто Верниа, Пьетро Траполино, Марко Антонио Зимара, Алессандро Акиллини, Нифо. В философских построениях некоторых представителей Падуанской школы позднего периода сказалось воздействие идей томизма.

В целом для Падуанской школы характерны черты средневекового свободомыслия. Приняв теорию двойственной истины, философы Падуанской школы развивали положения, материалистические по своей тенденции и непримиримые с учением церкви: своеобразный сенсуализм в гносеологии, представление о несотворённости человеческого рода и его коллективном бессмертии, о единой бессмертной душе человечества и смертности индивидуальной души, учение о несвободе человеческой воли, о естественном детерминизме. Падуанская школа оказала большое влияние на итальянских философов П. Помпонацци, Д. Бруно, Д. Ванини.

Мертвый Христос (А. Мантенья)
Мертвый Христос. А. Мантенья.

Св. Лючия на смертном одре (Альтикьеро)
Св. Лючия на смертном
одре. Альтикьеро.

Поцелуй Иуды (Джотто)
Поцелуй Иуды. Джотто.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.