Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Notionis doricum аgrestise (Идеи сельского стиля)

П.Гонзага. Разрез театра. Проект «СЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ» (франц. «Le style rustique»; франц. rustique, лат. rusticus — «простой, грубый, деревенский»). Термин используют в нескольких значениях. В более узком, конкретно-историческом смысле — течение в искусстве итальянского Маньеризма середины XVI в. Проявилось главным образом в архитектуре, садово-парковом искусстве и скульптуре.

Характерным произведением Маньеризма с элементами «сельского стиля» является вилла Джулия в северной части Рима, построенная для Папы Римского Юлия III (1550—1555), мецената, коллекционера произведений античного искусства. Виллу с 1551 г. строили по проекту Дж. Виньолы (возможно, использовавшего идеи Микеланжело), а затем, с 1552 г., - Б. Амманати.

Вилла Джулия представляет собой ряд построек, воспринимающихся наподобие театральных кулис, оформляющих пейзаж, хитро устроенный на разных уровнях, террасах с неожиданно открывающимися перспективами, двориком, стилизованным под античный нимфей, с гермами-кариатидами и фонтанами, упрятанными в скалистых гротах. В результате зыбкая грань между архитектурой и природой становится неопределенной (ныне в помещениях Виллы Джулия размещается музей культуры этрусков).

В этом «архитектурном натурализме» здания, возведенные человеком, «одновременно имитируют и организуют природу, где реальность переплетается с фантастикой, мир неорганический — с миром органическим». В парке Витербо причудливые гроты с фонтанами в виде драконов создавал Б. Амманати. По проекту Виньолы с 1570 г. устраивали парк на вилле Ланте (в 5 км к северо-востоку от Витербо). В парке итальянского типа (с регулярной планировкой и террасами) размещены гроты с фонтанами, «поросшими мхом» статуями и масками, будто естественным образом вырастающими из скал. Долина р.Славянки. Архитектор П.Гонзага

На вилле Пратолино в середине XVI в. работал Б. Буонталенти, а Джованни да Болонья (Джамболонья) создал там одну из самых причудливых скульптур «в сельском стиле». В местечке Бомарцо, в 21 км к северо-востоку от Витербо, расположена вилла князя В. Орсини (7—1584) с парком, созданным по замыслу хозяина, называемым «Священной рощей» (итал. Sacro Bosco), или «Парком чудищ» (итал. Parco dei Mostri), с причудливыми скульптурами из «дикого камня», обросшими мхом, гротами и типично маньеристской затеей — «наклонным домом».

Один из терминов «сельского стиля» - каверна (лат. Cavernа – «пещера, ложбина») – неожиданный пропуск, «провал» в композиции, контраст форм, пространственный разрыв. В XVIII в. понятие «сельского стиля» распространили на «пейзажные парки». Вначале, в рамках эстетики эпохи Просвещения, вспомнили легенды о «Золотом веке», высказывания архитектора Л. Б. Альберти об особом роде живописи, изображающей сельскую жизнь. Затем, по мере формирования романтического направления в западноевропейском искусстве, грот, пещеру в семантике пейзажных парков стали рассматривать в качестве художественного образа «темницы души». >

В России идеи «сельского стиля» осуществлял П. Гонзага. В русских усадебных парках, воспроизводящих идиллию сельской жизни, возводили павильоны, стилизованные под крестьянские постройки: «молочни», вольеры, фермы, мельницы с руинированными мостиками. «Обманками» называли не только иллюзорные изображения, но и парковые павильоны, искусно упрятанные в зелени либо за иллюзорными панно.

Идеи «сельского стиля» вновь стали актуальны в период Модерна, на рубеже XIX-XX вв. Так, например, в парке Гуэль в Барселоне (1900—1914) испанский архитектор-фантаст А. Гауди среди зарослей, причудливых лестниц, колонн, террас и гротов создавал из металла и цемента драконов, ящериц и черепах.


П.Гонзага. Эскиз декорации Храм
П.Гонзага.
Эскиз декорации Храм.

П. Гонзага. Павловский парк
П. Гонзага.
Павловский парк.

Эскиз декорации. П. Гонзага
Эскиз декорации.
П. Гонзага.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.