Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Пленэр


(от французского plein — открытый воздух)

Пейзаж в Арле-дю-Нор (Жан-Батист Камиль Коро)Термин, используемый в живописи для обозначения отражения в картине всего широкого разнообразия перемен в цвете под влиянием солнца и окружающий атмосферы.

Пленэрная живопись возникла как следствие работы живописцев на открытом воздухе, в условиях естественного освещения, что давало возможность наиболее точно и полно воспроизвести окружающую действительность, в первую очередь природу. Обычно термин употреблялся по отношению к пейзажу, хотя может относиться к любому изображению на открытом воздухе.

Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэрная живопись становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает.

Собирательницы хвороста (Жан-Франсуа Милле)Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро («Пейзаж в Арле-дю-Нор»), Жан-Франсуа Милле («Собирательницы хвороста»), Камиль Писсарро («Бульвар Монмартр ночью»), Пьер-Огюст Ренуар («Тропинка в высокой траве») и Клод Моне («Бульвар капуцинок в Париже») не в последнюю очередь внесли свой вклад в становление пленэрной живописи.

В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов («Осень в Абрамцево»), Исаак Левитан («Тихая обитель»), Валентин Серов («Плес после дождя»), Константин Коровин («Заросший пруд»), Игорь Грабарь («Морозный день»).

Благодаря пленэру краски стали изготавливать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.

Бульвар Монмартр ночью (Камиль Писсарро)Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.

Термин пленер в равной степени применим и к фотографии. Пленэрная фотосъемка — это фотосъемка на открытом воздухе, вне помещения и без использования источников искусственного освещения (за исключением камерной вспышки). Местом для пленэрной фотосъемки может быть любой городской или исторический парк, сквер, просто улица и т.д.

Также данный термин имеет отношение к музыке, когда концерты проводятся на открытом воздухе. Одними из ранних примеров являются «Музыка фейерверка» Георга Фридриха Генделя и творчество французского придворного театра.

Тропинка в высокой траве (Пьер-Огюст Ренуар)
Тропинка в высокой траве.
Пьер-Огюст Ренуар.

Бульвар капуцинок в Париже (Клод Моне)
Бульвар капуцинок в Париже.
Клод Моне.

Осень в Абрамцево (Василий Поленов)
Осень в Абрамцево. Василий Поленов.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.