Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ростовская финифть


(от греческого "фингитис" - "светлый, блестящий камень")

Ростовская финифть Народный художественный промысел. Зародился в XVIII веке в России, в г. Ростов (Ярославская область). Миниатюрные произведения (образки, а с середины девятнадцатого века – пейзажи, портреты) создаются с помощью огнеупорных прозрачных красок на покрытых эмалью изделиях из меди. Фабрика «Ростовская финифть» изготавливает ювелирные изделия, сувениры с декоративными изображениями цветов, пейзажей.

Вообще финифть — это особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

Самое первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи, датированной 1175 годом. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии. Со временем искусство эмали приобрело чисто русские национальные черты, изменилось на русский лад и само название этой техники: из греческого "фингитис" (белый камень) превратилось сначала в "финипт", а затем в "финифть".

Технология.

Основой финифтяного изделия служит медная пластинка, которая вырезается по размерам и форме будущего произведения, на которую наносится эмаль - особая стекловидная масса, истертая в порошок. Затем пластинка помещается в муфельную печь и обжигается. Эмалевый порошок тонким слоем покрывает всю пластинку и прочно сплавляется с нею. Но слой этот неровен и очень тонок, поэтому процесс нанесения эмали и последующего ее обжига повторяется несколько раз.

Ростов великий (настенное панно, Ростовская финифть)Затем поверхность пластины расписывается особыми надглазурными красками, причем все они, будучи в порошкообразном состоянии, имеют цвет, значительно отличающийся от того, который получается после обжига. В этом и заключается самая большая трудность для художника: он очень тонко должен чувствовать, какой плотности нужно наносить мазок, какие краски смешивать, чтобы достичь желаемого цвета и тона. Поэтому финифтяные пластинки расписываются - с последующим обжигом - три, четыре и более раз. Прошедшие через огонь краски веками не теряют яркость и блеск.

В XVIII столетии основным центром миниатюрной росписи по эмали становится Ростов Великий. Многие поколения мастеров сохранили древние традиции и донесли это истинно народное искусство до наших дней. С тех далеких времен и до сей поры оно известно как Ростовская финифть. Оно прошло сложный путь развития с периодами расцвета и упадка, но, как один из самых интересных народных промыслов, сохранилось до наших дней.

Ростов и поныне остается единственным центром производства расписной финифти в нашей стране. В оформлении финифти применяется скань - тонкий и изящный по рисунку орнамент, выполненный из сканой (крученой) проволоки, напоминающей по виду плетеное кружево. Без легкого орнамента из скани стали немыслимы финифтяные предметы женского туалета: броши, кольца, серьги, подвески, колье.

В 1960 году артель мастеров эмалевой миниатюры была преобразована в фабрику "Ростовская финифть", которая на сегодняшний день является единственным предприятием с таким профилем деятельности в России. Ассортимент выпускаемых изделий насчитывает свыше 400 наименований и включает в себя: ювелирные украшения, шкатулочки, зеркала, коробочки, визитницы, миниатюрные портреты и панно, которые радуют нас богатой красочной гаммой и в сочетании с тонкой филигранью из посеребренной меди и серебра несут в себе тепло ручного труда, такого редкого и ценного в наш современный технический век.

Воскресение с сошествием во ад (А.И. Всесвятский)
Воскресение с
сошествием во ад.
А.И. Всесвятский.
Около 1793 г.

Разговор (брошь, Ростовская финифть)
Разговор. Брошь.
Ростовская финифть.

Явление Богоматери Сергию Радонежскому
Явление Богоматери
преподобному Сергию
Радонежскому. 19 век.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.