Borealis modern. Architectura
СЕВЕРНЫЙ МОДЕРН — течение в искусстве конца XIX— начала XX в. в странах Скандинавии и на севере России — в Петербурге (иногда под северным модерном понимают искусство исключительно скандинавских государств).
Под воздействием романтических персонажей опер Р. Вагнера («Кольцо Нибелунга) на фасадах зданий в период Северного Модерна появлялись фигуры могучих тевтонских воинов, скандинавских богов и дев Валькирий с крыльями, как у летучих мышей. Женские и мужские маски в шлемах или с обручем вокруг головы перемешивались с греческими букраниями, вазонами и орнаментом меандра. Оригинальным произведением северного модерна является здание соборной мечети на Кронверкском проспекте в Петербурге – проектные предложения Н.В.Васильева (1908-1910).
Композиция, свойственная мусульманской архитектуре, с рёберным куполом (по образцу купола мавзолея Гур-Эмир в Самарканде), двумя минаретами и порталом — пештаком, сочетается в этом здании, весьма необычно, с петербургской гранитной облицовкой из грубо обработанных квадров, что придает мечети «скальный вид». Эту особенность можно почувствовать вблизи, и «тогда родство сооружения с суровыми образами северного модерна — вопреки вынужденному эклектизму общего решения - становится достаточно очевидным».
Полихромные и небесно-голубые изразцы, использованные в отделке купола, минаретов и портала, изготавливали в мастерской П. К. Ваулина. При реставрации здания в 1990-х годах не выдержавшие влажного климата изразцы заменили фарфором, в результате купол превратился в огромную перевёрнутую «фарфоровую чашку». В живописи увлечению темами жизни северных славян отдал дань в начальном периоде своего творчества выдающийся художник Н. К. Рёрих. Помимо облицовочной керамики и витражей, романтика северного модерна проявилась в искусстве так называемого датского, или копенгаского, фарфора.
Архитектура Северного Модерна.
|
Архитектура Северного Модерна.
|
Архитектура Северного Модерна.
|