Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Обнаженная натура


Спящая Венера (Джорджоне) Мужская или женская обнаженная модель, специально позирующая художникам. В классической древности, когда нагота воспринималась как праздничное, торжественное обличие, возникла необходимость в изучении и воссоздании прекрасной натуры (сохранилось имя модели греческого скульптора IV в. до н.э. Праксителя - Фрина).

Художники эпохи Возрождения, потрясенные красотой и величием античного мира, продолжили тему воплощения красоты человека. С XV-XVI веков изображение обнаженной модели стало венцом творчества художника, требующим от него владения композицией, перспективой, пластической анатомией, умением передать в пространстве любой ракурс и сложнейшие движения человека.

Обнаженная натура составляет самую основу искусства: ведь человек не может вообразить себе форму более совершенную, чем форма его собственного тела, созданного по образу и подобию Божьему. Обнаженная натура, естественная в божественном климате Греции, в пору юности человечества, когда поэзия и искусства расцветали, словно цветы умственной весны, породила Фидия, Лисиппа, Клеомена, Агасия, Агесандра, Апеллеса, Зевксиса, Полигнота, как позже она же породила Микеланджело и дивных творцов эпохи Возрождения.

Смерть Клеопатры (Г. Каньяччи) И если в течение почти всего Средневековья изображение обнаженной натуры из-за противодействия церковных кругов находится практически под запретом, то уже с XVI века эти образы стали одной из главных тем вдохновлявших художников. Особую роль здесь сыграли Рафаэль и Микеланджело. Именно благодаря им обнаженная натура стала одним из лейтмотивов искусства Возрождения. В этом качестве она фигурирует в самых разных сюжетах а также встречается в орнаментах и декоре.

Изображение обнаженной натуры достигает своего апогея в Венеции, где она была отмечена особой чувственностью. В Венеции был создан специфический тип венецианской красоты который появляется у Беллини ("Молодая женщина за туалетом") и расцветает у Джорджоне ("Венера").

В последующие века создание полотен с изображением обнаженного тела осуществлялось по нарастающей. Практически ни один более или менее известный художник не прошел мимо сюжетов, включающих обнаженных героев. Пришел черед романтиков, а затем импрессионистов. И, несмотря на изменение принципов живописи, тема продолжала волновать мастеров.

«Человеческая фигура, — говорил И.В. Гёте, — не может быть понята только при помощи осмотра ее поверхности: надо обнажить ее внутреннее строение, расчленить ее на части, заметить соединения, знать их особенности, изучить их действие и противодействие, усвоить скрытое, постоянное, основу явления, чтобы действительно видеть и подражать тому прекрасному неделимому целому, которое движется перед нашими глазами как живой организм».

Франческа да Римини (А. Шеффер) В течение нескольких столетий поколения учеников рисовали слепки античных статуй и живую модель, удерживая их в своей зрительной памяти: например, русский художник Алексей Егоров мог по памяти нарисовать множество античных статуй с любой точки зрения.

В 1-й половине XIX века А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, а в конце XIX - начала XX веков мастерские И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского в петербургской Академии художеств, В.А. Серов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества воспитали многих мастеров, виртуозно владевших рисованием живой обнаженной натуры.

В ходе развития искусства XX века педагогическое значение рисования обнаженной натуры сохранилось, так же как интерес художников к изображению обнаженного тела (картины П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, А.А. Мыльникова), но все большее значение приобретает рисование без натуры, по воображению, позволяющее резко усилить экспрессивную интерпретацию человеческого образа.

На протяжении веков обнаженная натура являлась и до сих пор является одной из самых привлекательных тем в искусстве. Если бы не дошедшие до нас восхитительные античные статуи, традиция изображения человеческого тела прервалась бы навсегда. Лишь тем художникам, которые созерцают эти мраморные и бронзовые шедевры или их гипсовые копии и сравнивают их с обнаженными натурщиками, удается с трудом восстановить идеальное существо, запечатленное творцами скульптур, барельефов и полотен.

Купание красного коня (К. Петров-Водкин)
Купание красного коня.
К. Петров-Водкин.
1912 г.

Обнаженная (Х. де Персеваль)
Обнаженная.
Х. де Персеваль.
1976 г.

Полдень (А. Лопатников)
Полдень.
А. Лопатников.
1997 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.