Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Фотомонтаж


(от греческого phos — свет и французского montage — подъём, установка, сборка)

Фотомонтаж лимона и киви Метод совмещения изображений с двух или нескольких фотографий а также изображение, полученное этим методом. При фотомонтаже нередко используют графический материал. При механическом способе фотомонтажа из фотографий вырезают нужные изображения, подгоняют их путем увеличения под необходимый масштаб, склеивают на листе бумаги, ретушируют, затем переснимают. При проекционном способе фотомонтажа на фотобумаге последовательно печатают изображения с ряда негативов. При этом нередко используют т.н. маски, последовательно перекрывающие те или иные части негатива. Фотомонтаж широко применяется при изготовлении плакатов, реклам, политических карикатур, шуток, розыгрышей и т.д.

С развитием компьютерной техники появился целый арсенал программного обеспечения для фотомонтажа. Наиболее распространённые программы для фотомонтажа — Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, GIMP. Цифровая фотография позволяет сразу использовать отснятый материал для цифрового фотомонтажа, без предварительного сканирования. При фотомонтаже самым трудным является подбор цветов и яркости, определение масштаба отдельных частей и их выравнивание в изображении. Самое незначительное противоречие быстро распознается глазом наблюдателя и разоблачает фотомонтаж.

Фотомонтаж — это искусство с полуторавековой историей. В 1843 году англичане Д. Хилл и Р. Адамсон сделали около пяти сотен фотопортретов и скомпоновали их в картину "Заседание Свободной церкви в Шотландии". Во второй половине девятнадцатого века коллажом занимались многие фотохудожники. Их работы, по современным меркам очень наивные, высоко ценились. Известен случай, когда фотоколлаж "Два жизненных пути" шведа О.Г. Рейландера заинтересовал королеву Викторию, которая приобрела эту работу.

Пример фотомонтажа Первые умельцы делали фотомонтаж с помощью примитивных подручных инструментов — ножниц и клея и всё только ради своего удовольствия. Лишь позже некоторые предприимчивые люди разглядели в этом методе огромный потенциал, с помощью которого можно привлечь глаз простого обывателя, чтобы тот после этого потянулся в кассу за билетом на ту или иную театральную пьесу, или купил ту или иную штуковину в магазине. Таким образом, фотомонтаж получил огромный толчок в своем развитии и стал красоваться на рекламных брошюрах, плакатах, на страницах первых газет и журналов.

Как жанр, фотомонтаж сформировался лишь к началу двадцатого века в Германии. Основатель модернистского течения «Dada», Р. Хаусманн, написал статью «Определение фотомонтажа», в которой поведал принципы направления. Его коллега Х. Херцфельд создал отдельный вид фотомонтажа — плакат-памфлет. Его работы пользовались большой популярностью в период борьбы с фашизмом. По мнению Херцфельда, коллаж должен был состоять из фотографий с обязательным текстовым сопровождением. За свои антинацистские коллажи автор подвергся гонениям и смог вернуться на Родину лишь в 1948 году.

В России фотоколлаж, как новый жанр фотографии, получил бурное развитие в период конструктивизма, когда творили такие мастера коллажа как Родченко, Лисицкий и другие. Именно в тридцатых годах двадцатого века формировались новые тенденции графического дизайна. Фотомонтаж, как выразительное средство, считался наиболее понятным для советского народа. Знаковыми фигурами того времени были В. Корецкий и А. Житомирский, создававшие методом фотоколлажа плакаты и листовки. В 1983 году вышел в свет альбом Житомирского, где художник рассказывает о тонкостях коллажа на примере своих работ.

Фотомонтаж кузнечика и кроликаВ восьмидесятые годы двадцатого века начал развиваться цветной фотомонтаж. Изготовление цветного коллажа было очень трудоёмкой работой, поскольку все детали для него приходилось снимать вручную, используя только профессиональную технику. Наиболее известные мастера этого периода — короли эстрадного плаката А. Сальников, Ю. Аксёнов, Ю. Балашов, С. Власов, Ю. Широченков, Г. Кузьмин, В. Щербак и С. Буров.

С массовым распространением цифровых технологий, потомки первых умельцев фотомонтажа обрели мощнейшее орудие — компьютер вместе с программными приложениями для редактирования фото. Появился новый вид фотомонтажа — цифровой фотомонтаж, который полностью вытеснил механический фотомонтаж. Именно это дало возможность фотомонтажерам в отличие от их дедов и прадедов придавать своим фотомонтажам, ранее подразумевавшим под собой грубое сочетание кусков из разных фотографий, реалистичность.

Теперь только с большим трудом и за редким исключением обыватель мог усмотреть в том или ином фотомонтаже обман зрения и рассудка. Благодаря современной технике и цифровой фотографии работа занимает гораздо меньше времени, чем тридцать лет назад. Но, не смотря на мнимую простоту, фотомонтаж — это по-прежнему высокое искусство, способное покорить сердца миллионов почитателей прекрасного.

Фотомонтаж в стиле ретро
Фотомонтаж
в стиле ретро.

Фотомонтаж с Шакирой
Фотомонтаж с Шакирой.

Шаблон для фотомонтажа
Шаблон для
фотомонтажа.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.