Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Севильская школа


(от названия города Севилья)

Мальчики с фруктами (Б.Э. Мурильо, 1645-1654 г.) Одна из наиболее важных испанских художественных школ 15 – 17 веков с центром в испанском городе Севилья. Для неё характерно стремление к достоверной и чувственной передаче действительности, присущее уже севильской живописи 15 – начала 16 веков (творчество А. Фернандеса и др.), и которое особенно значительно проявилось в конце 16 – первой половине 17 века (живопись Ф. Пачеко, Ф. де Эрреры Старшего и пр.). Отличительные черты данной школы: конкретность художественного языка, демократизация образов, внимание к проблемам колорита и светотени — благоприятствовали расцвету реалистического искусства Испании 17 века. С Севильей были связаны работы Б. Э. Мурильо, Ф. Сурбарана, Д. Веласкеса (до 1623 года). 

Некоторые представители:

Франсиско де Эррера (1576—1656 г.), испанский живописец. Работал в Севилье, в 1650 переехал в Мадрид, был первым учителем Д. Веласкеса. Религиозные композиции Эрреры, в которых чувствуется его принадлежность к севильской школе и воздействие живописи венецианской школы, отличаются ярко индивидуальной и реалистической трактовкой образов, гибкостью композиции, широтой письма, мастерством передачи светотени (картины из жизни Св. Бонавентуры для монастыря францисканцев в Севилье, 1629 г.). Эррера известен также как автор жанровых полотен ("Любитель выпивки", около 1635 г., Художественный музей, Вустер), гравер и медальер.

Франсиско де Сурбаран (1598—1664 г.), испанский живописец. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614 г.) и, возможно, у Ф. Пачеко; с 1617 г. работал в Льеренье, с 1628 г. — в Севилье. Ранние произведения Сурбарана отмечены влиянием Караваджо (ретабло капеллы Св. Петра в соборе в Севилье, 1625 г.), в дальнейшем характерными для него становятся композиции, посвященные жизни святых и трактованные как сцены монастырского быта (цикл картин из жизни Св. Бонавентуры, 1629 г., частично исполнен Ф. де Эррерой Старшим, Картинная, галерея, Дрезден, и Лувр, Париж).

В 1630-е — 1640-е годы, в период своего творческого расцвета, Сурбаран создавал суровые, монументально-лаконичные, драматически напряженные и в то же время благородно сдержанные в проявлении чувств образы, отличающиеся смелой обобщенностью и материальностью пластической лепки, строгой гаммой серых, коричневых, насыщенных красных тонов ("Чудо в трапезной при посещении ее Св. Уго", 1635 г., Провинциальный музей изящных искусств, Севилья; цикл картин для монастыря Ла Картуха в Херес-де-ла-Фронтера, 1638—1639 г., ныне в Провинциальном музее, Кадис).

Портрет пожилых супругов (Ф. Пачеко)В 1650-х годах в его произведениях появляются черты лирической созерцательности и эмоциональной взволнованности ("Отрочество Марии", около 1660 г., "Распятие", начало 1660-х годов, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Сурбаран писал также мифологические сцены ("Подвиги Геракла", 1634 г., Прадо, Мадрид), портреты ("портрет доктора прав", собрание Гарднер, Бостон), натюрморты, отмеченные, при предельной простоте мотивов, необычайной цельностью и торжественной, "метафизической" красотой ("Натюрморт с четырьмя сосудами", около 1632—1634 г., Прадо, Мадрид; "Натюрморт с апельсинами", 1633 г., собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).

Франсиско Пачеко (1564—1645 г.), испанский живописец, график, историк и теоретик искусства, учитель Веласкеса, Алонсо Кано, возможно, Сурбарана. Родился в семье моряка, но в детстве, переехав в Севилью, увлекся литературой и получил гуманитарное образование у своего дяди, каноника севильского собора; одновременно в Севилье обучался живописи. После поездки во Фландрию обосновался в Севилье, где в 1611 г. открыл свою мастерскую, которая стала центром художественной жизни города, она называлась современниками Академией образованнейших людей Испании.

Дважды Пачеко совершал поездки в Мадрид: в 1611 г., когда посетил Эль Греко в Толедо, и в 1623—1624 г., сопровождая своего ученика и зятя Веласкеса к королевскому двору. Второстепенный, но плодовитый живописец Пачеко писал картины на религиозные сюжеты и портреты. В севильском Музее изящных искусств целый зал посвящен его работам, в которые Пачеко неизменно вносил оттенок сухости и прозаизма, в меньшей мере присущие ему как человеку. Широко и многосторонне образованный, серьезный и опытный педагог, он был примечательной, хотя и противоречивой личностью своего времени. Служение (с 1618 г.) в инквизиции цензором, контролирующим сюжеты картин, не помешало Пачеко увлекаться идеями гуманизма, многие точки зрения, близкие теоретикам итальянского маньеризма, не препятствовали ему отдать дань развивающемуся реализму.

Елеазар и Ревекка (Б.Э. Мурильо) Противоречивость теоретических взглядов Пачеко сказалась в его известном трактате "Искусство живописи, ее древность и величие" (первое издание вышло в свет в 1649 г.). Передовые идеи эпохи нашли здесь выражение в признании чрезвычайно важной для живописца работы с натуры, в высокой оценке искусства портрета. Самому Пачеко принадлежат добросовестные живописные и графические портретные работы ("Портрет пожилых супругов", Севилья, Музей изящных искусств; "Портрет рыцаря Саняго", Ричмонд, собрание Кук). Особое место в его творчестве заняла неоконченная "Книга-описание подлинных портретов знаменитых и достопочтенных мужей" (1599 г.), состоящая из 170 портретов-рисунков представителей духовенства, поэтов, художников, музыкантов, врачей. Выполненные черным и красным карандашами, украшенные орнаментированной рамкой, с краткой биографией под каждым портретом, они отличаются четким, хотя и суховатым рисунком.

Бартоломе Эстебан Мурильо (1618—1682 г.), испанский живописец. Учился и работал в Севилье; один из основателей (1660 г.) и первый президент местной Академии художеств. Уже в ранних произведениях Мурильо, отмеченных влиянием Караваджизма, религиозные сцены представлены как события из народной жизни. С 1650-х г. Мурильо насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах), создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери («Отдых на пути в Египет», 1665—1670 г., Эрмитаж, Ленинград), с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченные чертами идеализации и сентиментальности. Реалистические черты творчества Мурильо наиболее полно проявились в его новаторских жанровых картинах — например, в серии картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей («Мальчики с фруктами»).

Святой Лаврентий (Ф. де Сурбан, 1636 г.)
Святой Лаврентий.
Ф. де Сурбаран. 1636 г.

Мадонна мореплавателей (А. Фернандес)
Мадонна мореплавателей.
А. Фернандес. Около 1520 г.

Детство Мадонны (Ф. де Сурбаран)
Детство Мадонны.
Ф. де Сурбаран.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.