Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Шелкография


(сериграфия или сериография, от греческого seri — шёлк и grafia — писание, изображение; по-французски serigraphie; по-немецки siebdruck)

ШелкографияВид художественной трафаретной печати. Представляет собой метод печати, при котором изображение создаётся путём продавливания краски через трафарет. Трафареты делаются из специальной ткани с мелкими ячейками (раньше для этих целей использовали натуральный шёлк, сейчас — ткань из синтетического полиамидного волокна). Ткань пропитывается специальным фоточувствительным составом, который полимеризуется при облучении светом («засвечивается»). Частички полимеризованного состава забивают поры ткани, а непрореагировавший состав вымывается при последующей промывке.

Шелкография (шелкографическая печать) может осуществляться по самым разнообразным материалам и поверхностям — бумаге, картону, древесине, стеклу, металлу, лакированным поверхностям, пленкам, пластмассам. Поэтому, современная шелкография, помимо собственно полиграфии, получила самое широкое распространение в производстве разнообразных технических и потребительских товаров: печатные платы для электронных приборов, сигареты, авторучки, бутылки и флаконы, посуда, керамическая плитка, панели приборов, обои, игральные карты, часы, каминные полки, автомобильные стекла, подносы, зонты, сувениры, картонная упаковка, дорожные знаки, постеры для наружной рекламы, вывески, растяжки и т.д. и т.п., включая изделия мебели.

От других способов печати шелкография отличается сравнительной простотой процесса и применяемого оборудования и, как производственный процесс. Шелкография отличается яркостью и декоративной красочностью колорита, позволяет получать рельефные изображения.

Родоначальниками этого вида искусства были китайцы. Основанием для подобного вывода является тот факт, что именно в этой стране впервые стали производить шёлк. А образцы тканей, дошедшие до нас, датируются 1200 годом до н.э. В китайском языке «шёлк» звучит как «сы». Мы же обозначаем шелкографию, словом, этимология которого пришла к нам из греческого языка.

Существует ещё одна гипотеза, предполагающая возможное возникновение шелкографии в районе Средиземного моря, где-то между древней Месопотамией и Финикией. Многие совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы. Расцвет финикийской культуры пришелся на 1200—800 г. до н.э. Археологические находки и исторические исследования показывают, что финикийцы (или какой-то соседний народ) нашли способ воспроизводить рисунки, по крайней мере, на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, не имеют ничего общего с современными, но представляют рождение «множительной» системы, системы «повторения изображения».

Изображение девушки на платкеПервые и значительные улучшения наступили в начале XII в. н.э. в бывшей тогда столице Японии — городе Камакура (остров Нипон). В древней Японии процветали все виды искусства, включая и шелкографию. С её помощью украшались доспехи самураев и попоны лошадей. Первоначально основным способом нанесения рисунка являлся трафаретный метод. Следующим этапом усовершенствования стало гениальное изобретение — рамка. Необходимый рисунок сначала вырезался, а затем уже наклеивался на сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос и натянутых на деревянную раму. Этот способ позволял надежно закреплять рисунок на поверхности. Тампон, смоченный красящим веществом, прижимался к декорируемой ткани, а присутствие тонких волос не влияло на качество изображения. Считается, что именно тогда в начале XII в. такой тип печати, как шелкография приобрел свои нынешние характерные черты.

Шелкография получила большое распространение в Европе уже в конце XVI в. Распространение метода происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 г. Жанн Папильон начал выпускать обои методом, названным Pochoir.

В XVIII в. это искусство распространяется почти во всех странах мира и особенно в Америке, где с помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия. Американские мебельщики являются пионерами применения шелкографии в мебели, т.к. именно в этот период начинается формирование мебельной промышленности и создания собственного, так называемого колониального стиля мебели.

Большой шаг вперёд произошёл , когда Отсюда и берет свое название шелкография.

Платки (шелкография) Термин шелкография закрепился в самом начале ХХ в., когда в 1907 г. некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шёлковую ткань резиновым ракелем, под названием SILK SCREEN PRINTING (от английского — печатание шёлком), который гарантировал более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем — резиновых ракелей) для нанесения краски.

В 1960-ые годы техника сериографии была усовершенствована популярными художниками, такими как Э. Уорхол, Д. Джонс и Р. Индиана, благодаря их умению разложения цветов по широкому спектру оттенков.

В 1970—1980 г. прошлого века техника шелкографии была еще относительно примитивна, однако была уже довольно популярна у советских мебельщиков. Потом шелкография стала несколько забываться. Падение интереса к шелкографии было связано с периодом освоения большой гаммы новых выразительных средств, ставших доступными по импорту — высококачественных декоративных пленок, лицевой фурнитуры, лаков, эмалей, натурального шпона и т.д., а также с закупкой оборудования для фасонной обработки древесины. Сейчас интерес к мебельной шелкографии вновь растет, в т.ч. и у крупных производителей. Например, шелкография широко используется в новых изделиях шатурской и сходненской мебельных компаний.

Шелкография, как метод декорирования мебели, достаточно популярна в Италии и Испании, а также в Китае.

Шелкографию использовали: Бен Шан, Джэксон Поллок, Роберт Раушенберг (США), Фернан Леже, Виктор Вазарели (Франция).

Слон (Сергей Шутов, 2005 г.)
Слон. Шелкография.
Сергей Шутов. 2005 г.

Носорог (Дмитрий Плавинский, 1995 г.)
Носорог. Дмитрий Плавинский.
Шелкография на платке. 1995 г.

Шелкография на игрушке
Шелкография
на игрушке.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.