Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ведута


(от итальянского veduta – «увиденная» или от латинского videre – «видеть»)

Северная Венеция (Алексей Рычков) Жанр европейской живописи эпохи Возрождения, представляющий собой картину, рисунок или гравюру с изображением городского пейзажа (обычно топографически точного). Сложился в 18 в. в Венеции. Своим рождением этот оригинальный жанр обязан уникальной исторической ситуации: соединению тенденций Классицизма и Романтизма в Италии в середине XVIII в. Отличительной чертой ведуты является «фотографическая» точность, вплоть до мельчайших деталей.

Истоки ведуты уходят еще в XV столетие (В. Карпаччо, Дж. Беллини), продолжаются в XVII (В. Кодацци, И. Хейнтц). Зачинателями ее были голландец Г. ван Виттель, переехавший в Италию, и Л. Карлеварис из Удине, работавший в Риме и в Венеции. Венецианские ведуты, испытавшие воздействие театра, «сценичны» даже в своих композициях. Они невольно выстраиваются в своеобразные видовые кадры-картины, тем более, что художники любят горизонтали и не ограниченное справа и слева пространство, применяя прием «идущей на зрителя» перспективы, благодаря чему передний план становится подобием сценической площадки.

Ведута — специфический жанр XVIII столетия, в то же время она теснейшим образом связана с исканиями великих мастеров Италии XV и XVI веков, традиции которых хранило театрально-декорационное искусство (Каналетто и Мариески занимались театральной декорацией).

Ведута речного порта (Л. Карлеварис)Джованни Антонио Каналь (1697—1768 г.) или Каналетто, глава венецианской школы ведутистов, был рано признан современниками выдающимся мастером этого жанра. Они отмечали, что насыщенный цвет и равномерное освещение делали его «живопись светозарной, радостной, прозрачной и восхитительно тщательной». Английский консул в Венеции Д.Смит способствовал поездке Каналетто в Англию. Созданные в Лондоне и по возвращении оттуда пейзажи Каналетто (например, виды Темзы) отличаются от более ранних венецианских. Они почти одноцветны, преобладает ощущение пронизанного светом пространства. Влияния Каналетто не избежал тогда ни один пейзажист — они использовали офорты мастера и повторяли композиции его картин.

Он тщательно воспроизводил виды города, работал под открытым небом, что в то время было новшеством, делал зарисовки карандашом с натуры, помечая на них соответствующие цвета. Каналетто использовал камеру-обскуру (от латинского camera — комната, obscurus — темный) — закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок. На противоположной стенке или матовом стекле лучи света через систему линз создавали перевернутое цветное уменьшенное изображение. Камеры использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов (ведута), были одним из источников искусства панорамы и явились своего рода прототипом фотографического объектива.

Вид на Фонтанку (М.И. Махаев, 1753 г.)Помощником и учеником художника был его племянник Бернардо Беллотто (1720—1780 г.), также прозванный Каналетто, но сумевший сохранить творческую индивидуальность. Он работал не только в Венеции, но и во многих других городах Италии. В конце 1740-х годов художник навсегда покидает родину, живет в Вене, Мюнхене и много лет в Варшаве. (Кстати, по изображениям на этих полотнах восстанавливалась польская столица после второй мировой войны.) В ведутах Беллотто значителен интерес к бытовым сценам. В то же время у него много пейзажей, художник ищет мотивы и вне города. Панорамные изображения, созданные Беллотто, делают его своеобразным предшественником приемов кинематографии. Интерес к естественному освещению, предпочтение, которое он отдавал холодным серовато-зеленым тонам, сам характер живописной манеры — все это предвещает реалистический пейзаж XIX века.

Работы Микеле Мариески (1710—1744 г.) отличают камерность, иное построение пространства — ограниченное слева и справа, оно не обладает большой глубиной и четкой перспективой. В полотнах этого художника больше выражено лирическое начало. Сохраняя театральность и декоративную выразительность целого, он отступает от «чистой» ведуты, внося фантастические элементы в архитектуру.

Последним выдающимся мастером итальянской ведуты был Франческо Гварди (1712—1793 г.). Его пейзажи — это поэтическое впечатление от города. В них — удивительное ощущение света и воздуха, трепетность цветовых бликов. Яркими пятнами на картинах выделяются одна или несколько небольших фигур. Живопись художника открывала новые возможности для дальнейшего развития пейзажа во второй половине XIX века.

Большой канал и Рыбный рынок (М. Мариески, 1740 г.)В России родоначальником архитектурной ведуты был живописец Ф.Я. Алексеев, в 1774-1777 г. учившийся в Венеции у Дж. Моретти и испытавший влияние Каналетто и Дж.Б. Пиранези. По возвращении он выполнял живописные виды Петербурга и Москвы – замечательные портреты своего времени. Его последователями были М.Н. Воробьёв, С.Ф. Щедрин. Своеобразное преломление поучило искусство ведуты в Петербурге периода «петровского барокко» (А.Ф. Зубов, А.И. Ростовцев). В елизаветинское время, в 1748-1750 г., виды Петербурга «снимал с натуры» с помощью камеры – обскуры М.И. Махаев. Созданные по его рисункам гравюры, раскрашенные от руки акварелью, являются ценнейшим документом истории архитектуры Петербурга, передают неповторимое мироощущение эпохи.

Изобразительное искусство XIX столетия отходило от «документальных» задач и развивалось в сторону сюжетности, литературности, «иллюстрации жизни» и «обличения действительности». Ведута как жанр изобразительного искусства практически перестал существовать, а её документальные функции отошли к музейной диораме и панораме – произведениям, как правило, не имеющим художественного значения.

Вид на Темзу и Лондон из Ричмонд-хаус (Каналетто)
Вид на Темзу и Лондон из
Ричмонд—хаус. Каналетто.
1747 г.

Ведута порта (Д.Ф. Каспар)
Ведута порта.
Д.Ф. Каспар.

Мост Риальто (Каналетто)
Мост Риальто. Каналетто.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.