Высший художественно-технический институт
(ВХУТЕИН)
1) Учебное заведение, созданное в Петрограде в 1922 г. на базе Академии художеств и существовавшее до 1930 г. На базе ленинградского ВХУТЕИНа слиянием живописных и скульптурных факультетов московского ВХУТЕИНа и ленинградского ВХУТЕИНа, в 1930 г. был организован Институт пролетарских изобразительных искусств, в 1932 г. преобразованный в Институт живописи, скульптуры и архитектуры.
2) Учебное заведение в Москве, созданное в 1926 г. в результате преобразования ВХУТЕМАСа. В основном ВХУТЕИН сохранил его структуру, коллектив преподавателей и педагогические принципы. В период 4-летнего существования ВХУТЕИНа его педагогическая система постепенно эволюционировала в сторону возврата к традиционным методам обучения, ориентированным главным образом на подготовку художников-станковистов; меньшее место в работе института уделялось подготовке художников-конструкторов. Методы социальной и художественной теории, господствовавшие во ВХУТЕМАСе, со временем сменялись практической работой в мастерских и подготовкой мастеров станкового искусства — живописи, скульптуры, графики.
В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. Программа обучения нащупывалась довольно быстро. Более или менее окончательно методика обучения отработалась к 1922-1923 годам, хотя дисциплины художественного и технического циклов часто вступали в противоречие, их соотношение менялось, что приводило к известной изоляции их друг от друга. Все это можно понять - создавалась новая специальность.
Первые два года обучения, где студенты получали общехудожественное образование, были названы основным отделением. В процессе формирования этого отделения было сделано немало ценных методических находок. Этот курс, наряду с вводным курсом "Баухауза", по существу, предвосхитил все вводные курсы современных дизайнерских школ. Руководители ВХУТЕИНа рассматривали подготовку художника-производственника как синтетическую задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. Факультеты металло- и деревообработки делали очень большую работу, прокладывая путь будущему дизайну. Возглавлявший металлофакультет А. Родченко писал: "Поставил перед собой задачу выпустить конструктора для нашей промышленности по художественно-технической обработке металла, вплоть до внутреннего оборудования автомобиля и аэроплана: конструктора-художника с творческой инициативой и технически подготовленного". Это, по существу, уже была программа подготовки первых советских дизайнеров. Для реализации учебных программ были организованы производственные мастерские, которые мыслились как художественно-конструкторский центр, где могут выполняться любые задания - от архитектурных макетов до костюма.
При ВХУТЕИНе работали и научно-исследовательские лаборатории, которые ставили своей целью создание действительно научно обоснованного преподавания и исследования природы художественных дисциплин. Целый отряд архитекторов, искусствоведов и художников поставил перед собой цель - слияние своего искусства с новой жизнью, видел целью развитие искусства, вхождение его в промышленное производство, в "делание вещей". Их называли "производственниками". Здесь преподавали А. Веснин, М. Гинзбург, Н. Ладовский, Л. Лисицкий, А. Родченко, В. Татлин, и др. Наиболее успешная деятельность в 1923-1926 г. при ректоре-художнике-графике Владимире Фаворском (1886-1964 г.). Активное движение художников - "производственников", обоснование концепции конструктивизма (В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова и др.) и супрематизма - художника авангардиста Казимира Малевича (1878-1935 г.); работы идеолога пролеткульта и производственного искусства Б.И. Арватова (1896-1940 г.) и других.
Особого внимания заслуживает работа в рекламе В. Маяковского и А. Родченко и др. "реклам-конструкторов". Несмотря на искреннее желание включиться в производственную жизнь и принести народу конкретную пользу, они стояли очень далеко от реальных задач производства того времени. Реальные задачи 1919-1920 годов казались им крайне мелкими, их влекли довольно туманно осознаваемые ими идеалы будущего коммунистического общества, общества всеобщего братства. Они считали, что старую культуру надо полностью разрушить и на ее развалинах построить совершенно новую, коллективистскую культуру всемирной коммуны. Одними из наиболее интересных представителей этого нового течения в искусстве были В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова.
В 1930 г. московский ВХУТЕИН был закрыт, а вместо него на базе архитектурного факультета московского ВХУТЕИНа и архитектурного отделения строительного факультета Московского высшего технического училища был создан в 1930 г. Высший архитектурно-строительный институт (с 1933 г. - Московский архитектурный институт) и Московский государственный академический художественный институт (которому позднее было присвоено имя В.И. Сурикова).
Двор ВХУТЕИНа.
|
Натюрморт с бутылкой. Л.А. Жолткевич. 1923 г.
|
В. Маяковский. Фото А. Родченко. 1924 г.
|