Поиск  | Карта сайта       Главная > Гостевая книга > Словарь "Искусство"



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Галле Эмиль


(по-французки Galle Emil; 8 мая 1846 г., Нанси – 23 сентября 1904 г., Нанси)

Эмиль Галле Французский дизайнер, представитель модерна, реформатор художественного стекла. Родился в Нанси 8 мая 1846 г., сын Ш. Галле-Рейнемера, видного предпринимателя, производившего арт-стекло и керамику. Занимался рисованием и стеклоделием, а также ботаникой, минералогией и философией в училищах Веймара (1862–1866 г.), работал на предприятии отца в Сен-Клемане близ Нанси (с 1865 г. и после 1867 г.) и стекольной фабрике в Мейзентале (Эльзас; 1866–1867 г.). После ухода отца на покой (1874 г.) возглавил семейное дело и завел собственную мастерскую. Испытал влияние мусульманского, китайского и японского декоративного искусства.

Вазы, светильники и другие предметы интерьера в стиле Галле, украшенные изображениями цветов, стрекоз и бабочек, вызывают романтическое настроение. Луч света, попадая на стекло, создает неповторимую игру света и тени, оживляя изображение. Удивительная глубина и мягкие неназойливые цвета, плавно переходящие из одного в другой, завораживают взгляд. Дитя второй половины XIX столетия, эпохи эклектики, Эмиль Галле стал основателем стиля модерн в декоративном стекле. Мало того, он вышел за рамки им же созданного стиля, обогнал время и заглянул в будущую эпоху.

Эмиль Галле был уникальной личностью - чрезвычайно талантливый и энциклопедически образованный человек, давший свое имя целому направлению в развитии декоративно-прикладного искусства, являлся одновременно ученым-ботаником, незаурядным химиком, писателем, художником и философом. Во всех сферах своей многогранной деятельности ему удалось добиться серьезных результатов.

Начиная со своего яркого дебюта на Парижской всемирной выставке 1878 г. завоевывал авторитет тонким умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Пользовался техникой «лунного света» (по-французски clair-de-lune) - подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок), создавал произведения из многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) – с поверхностью, напоминающей камеи из прозрачного камня. Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри». В орнаментах Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых, с 1884 г. он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (по-французски verreries parlantes) с цитатами из Ф. Вийона, Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена и других поэтов.

Эмиль Галле за работойЭмиль Галле первым начал примешивать к стеклянной массе окислы металлов, прокладывать между слоями металлическую фольгу, добавлять к технике сложного многопланового травления технику маркетри. С помощью такого травления художники создавали изящное кружево черно-белых витражей, а техника маркетри в наши дни получила название фьюзинг. Схема довольно проста: из разноцветных кусочков стекла собирается картина, и после воздействия высоких температур эти кусочки спекаются, создавая единое целое.

С конца 1880-х годов занимался производством мебели, примечательной не своими формами (повторяющими традиционный рокайльный дизайн), а причудливыми резьбой и вставками из экзотических пород дерева, жемчуга, отделочных и полудрагоценных камней. Любил вводить поэтические цитаты, получая в итоге «говорящую мебель» (по-французски meubles parlantes). Стеклопродукция его фирмы (вазы, светильники и другое) подразделялась на массовую («индустриальную»), более дорогую (или «полуроскошную») и, наконец, уникальную – последнюю мастер изготовлял собственноручно. В 1901 г. по инициативе Галле был организован «Провинциальный альянс художественной промышленности» (позднее более известный как «Школа Нанси»). Умер Галле в Нанси 23 сентября 1904 года.

Стол Флора Лотарингии (Э. Галле, 1893 г.)Просуществовавшая после смерти Галле в 1904 году чуть более тридцати лет, знаменитая на весь мир мануфактура не выдержала экономического кризиса тридцатых годов и в 1936 году была продана с молотка. Но тем не менее последователи стиля Галле работают и в наши дни, создавая современные вещи по самым интересным образцам в технике, максимально приближенной к тому, что изобрел в свое время Эмиль Галле.

Сегодня имя Галле неизвестно публике, хотя его работы представлены в самых знаменитых музеях мира, таких как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, галерея Маклоу в Нью-Йорке и музей д'Орсэ в Париже. Мало кто помнит имя великого художника, но его искусство живёт и с каждым днём покоряет сердца истинных ценителей необыкновенного, прекрасного и загадочного стиля Ар Нуво.


Ваза (Галле)
Ваза в
стиле Галле.

Ваза Мотылек
Ваза "Мотылек".

Ваза Роза Франции
Ваза "Роза
Франции"




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника.